10.11.2009

Франчайзинг в Украине в 2009 году

Спробуємо проаналізувати, як вплинув 2009 рік на франчайзингові системи

Этот год стал достаточно тяжелым для многих франчайзеров и их партнеров-франчайзи. Экономический кризис, начавшись в 2008 году, набрал обороты и нанес удар по многим предпринимателям колебаниями курса доллара, уменьшением посещаемости торгово-развлекательных центров и магазинов, падением спроса на продукцию и услуги, сомнениями предпринимателей в рентабельности ведения бизнеса в современных условиях.

В прошлом году разные источники называли количество около 400 франчайзеров в Украине. Но при этом учитывались не только те компании, которые действительно имели франчайзинговые пункты, но и те, что просто объявили о желании или намерении развиваться по франчайзингу, причем многие из которых не пошли дальше того, чтобы просто создать подстраницу на своем сайте с названием "Франчайзинг".

На сегодняшний момент мы можем констатировать тот факт, что в действительности в Украине активных франчайзеров насчитывается немного более 200. Это действительно те компании, которые имеют партнеров-франчайзи, и за этот год открыли по крайней мере одну, а чаще всего больше франчайзингових точек. Все другие - или пережидают кризис, или просто стагнируют и не прикладывают больших усилий для стимулирования развития сети.

В этом году также появилось достаточно много новых франчайзеров, которые достаточно активно начали развивать свои сети. Чаще всего - это такие концепции, не нуждающиеся в больших инвестициях (Scorini Caffe Punto, Delice, Enjoy, Кукурузник и тому подобное). Также о начале развития по франчайзингу объявили некоторые известные большие компании (Инсайт, Sport Life). Активно развивают в настоящий момент свои сети некоторые компании, которые в прошлом году начали работать на рынке (Оранжевый Слон, Corn House, Экспресс Маникюр и тому подобное). Есть и такие компании, которые в этом году закрыли свои франчайзинговые проекты (Ephoto, Linline, Дорожная Карта).

Сеть Форнетти насчитывает уже 600 точек на территории Украины

Очень активно в этом году развивается отрасль стрит-фуда. Франчайзинговые сети компаний, которые работают в этой сфере, объединяют в настоящий момент точки, количество которых уже считается сотнями ( Форнетти - 600, Чудо-печь - почти 200, Рум’яночка - больше 100). Ввиду того, что постоянно появляются новые концепции - похожие и совершенно другие - компании изменяют ассортимент, совершенствуют производство, идут в небольшие города.

Для сферы торговли этот год оказался достаточно тяжелым: много товаров развивают в Украине сети заграничных брендов, потому колебание курса доллара достаточно заметно повлияло на их развитие. Да и инвестиции для открытия обычно в отрасли торговли далеко не маленькие. Много компаний закрывало в этом году нерентабельные магазины, есть случаи, когда один и тот же партнер-франчайзи закрыл магазин в одном городе или месте, а открыл в другом. Поэтому можно сказать, что сверхбольшого количества открытий в сфере торговли в этом году не было, некоторые компании вышли на ноль (количество открытых магазинов равняется количеству закрытых), некоторые открыли несколько франчайзинговых магазинов, есть и такие франчайзеры, расширившие сеть лишь с помощью открытий собственных магазинов. В целом компании искали возможности определенных уступок для привлечения франчайзи, разрабатывали антикризисные форматы и подбирали ассортимент.

В отрасли услуг населению ситуация неоднозначна. Как и везде, наибольшую поддержку получили концепции с небольшим количеством инвестиций. Очень активно, например, развивается туристическая отрасль. Офисы многих компаний - активных франчайзеров - в настоящий момент присутствут во всех больших городах страны и в сейчас нацелены и на небольшие. В то время как расширение сетей салонов красоты и фитнесс клубов было минимальным. Достаточно активно в 2009 году развивались компании, которые предоставляют образовательные услуги для детей и родителей: несмотря на большое количество инвестиции, открывались как собственные школы, так и на франчайзинговых условиях.

"Горящие путевки" сейчас пользуются большим спросом. На украинском рынке среди компаний, которые развиваются по франчайзингу, такие услуги предоставляют "Сеть Магазинов Горящих Путевок" и "Сеть Агентств Горящих Путевок"

Не почувствовал особенной поддержки в этом году вендинг: ведь большинство предлагаемых услуг не являются первоочередной потребностью для человека, так, например, Мастер Спин не видит в настоящий момент возможность развития, в то время как компания Лонди настроена достаточно оптимистично и считает, что необходим просто более тщательный подход к открытиям.

Отрасль ресторанного питания переживает также период стагнации. Общей тенденцией этой сферы является уменьшение количества посетителей этих заведений, соответственно сокращение прибылей владельцев. Выходом из этой ситуации могло стать повышение цен в ресторанах, но это опять привело бы к еще большему сокращению количества посетителей. Поэтому компании прибегали к уменьшению штата работников и сокращению порций, чтобы выйти хотя бы на минимальные прибыли. При этом франчайзи сейчас очень часто не имеют таких больших инвестиций, которые необходимы для открытия ресторанов, да и перспектива стагнации в целом не привлекает предпринимателей, потому новых партнеров у франчайзеров отрасли ресторанного хозяйства в этом году появилось очень мало.

При сложной экономической ситуации каждая отдельная компания производит приемлемую для себя стратегию поведения: кто-то идет на определенные уступки партнерам и при этом увеличивает свою сеть, кто-то считает выгоднее приостановить сейчас развитие и переждать. Поэтому можно подытожить, что действительно 2009 год оказался достаточно тяжелым для развития, но при этом стал своеобразной проверкой концепций на выносливость и рентабельность.

Ситуацию комментирует Лилия Сидельник - эксперт консалтинговой компании по франчайзингу PROFIT system (издатель портала Franchising.ua): "В 2009 роке из-за кризиса было уволено очень много наемных работников, перед которыми появился вопрос: что делать дальше? И преимуществом этого экономического кризиса является то, что люди начали активно искать новые возможности заработка и пришли к пониманию собственного бизнеса. При этом все способствует началу собственного дела: освободились площади, масса дешевой б/у техники и мебели. Предприниматели стали активно анализировать предложения, которые есть на рынке, и обращаться к компаниям-франчайзерам. Но у людей сейчас нет много денег для собственного бизнеса, и поэтому они ищут предложения, для которых необходимы небольшие инвестиции (в районе $5.000-15.000). Именно поэтому в этом году активно развивались системы с хорошей репутацией, которые нуждаются в небольших инвестициях, а дорогие франчайзинговые концепции стагнировали."

Поделиться статьей

Комментировать на форуме

0
Франчайзинг в Украине в 2009 году

Еще нет ни одного комментарий к статье. Пусть Ваш будет первым.

Форум 287 тем, 1160 комментариев, 265 участников

хотите больше?

нюслеттер Franchising.ua

If you see this, leave this form field blank