30.11.2009

Франчайзинг, агенство или самостоятельно

Агентство, франчайзинг или, возможно, вести бизнес самостоятельно? Каждый из этих выборов имеет свои преимущества

Решение о ведении деятельности самостоятельно требует от нас достаточно отваги и решимости, потому что мы будем действовать одни, и нам понадобятся собственные (часто довольно большие) суммы денег на раскрутку компании. Такой вариант может подойти людям, которые не любят подчиняться чьим-то правилам, имеют свои идеи для бизнеса и нашли рыночную нишу. Дополнительно потребуется опыт в отрасли, в которой мы хотеть действовать и налаженные бизнес-контакты.

Для людей, не уверенных, смогут ли они самостоятельно вести деятельность, хорошим решением может быть выбор бизнеса в рамках агентской или франчайзинговой сети. На агентство решаются в основном лица, у которых меньше денег для инвестирования и которые не особо любят рисковать. В агентской системе, в отличие от франчайзинга, мы работаем от имени центрального управления. Мы получаем прибыль от продаж, что иногда гарантирует нам доход даже в ситуации, когда для центрального управления наше агентство не прибыльное. Однако за такую безопасность надо платить. Агент получает зарплату, которая основывается только на комиссионных, и имеет минимальную свободу действий. Агент работает всего лишь на пользу владельца сети, от имени которого и за счет которого работает точка. Следующим признаком агентской деятельности является то, что владельцем точки всегда является владелец сети. Он готовит и запускает точку, а агент лишь ею руководит. Агент не имеет также влияния ни на цены в точке, ни на маржу. Агент не платит за лицензию, потому что не покупает ее. Кроме того он обязан внести залог за полученное имущество и для покупки фискальной кассы или компьютера.

Инвестиция в франчайзинговую систему всегда больше агенцийного бизнеса. В этом случае бизнес система полнее, франчайзи действует за свой счет, имеет большую свободу действий и больше прибыли попадает в его карман. Он может самостоятельно влиять на ассортимент и сам принимает решение относительно цен на товары или услуги. Кроме того он больше рискует, потому что в целом есть вероятность убытков. Запуск точки и покупка товара - за счет его инвестиций. Франчайзи является собственником имущества, находящегося в точке. Ежемесячно он отчисляет франчайзинговые платежи за пользование ноу-хау и текущую помощь франчайзера. В начале деятельности он платит паушальный взнос.

Выбирая способ бизнес-деятельности, инвесторы часто забывают о нескольких нюансах. Большой ошибкой является неопределения риска и ожидаемого срока возврата средств. Надо учитывать вероятность запоздалой прибыли и инфляцию.

Инвестор должен также осознавать психологические иллюзии, которые могут размыть ему реальную картину относительно инвестиций и доходов. Выбор франчайзинговой марки не отличается от выбора марки автомобиля в салоне. Мы будем бороться со страхом, который будет нас отталкивать от инвестирования, или эйфорией, которая затмит возможную опасность. Другой опасностью может быть желание быстрой прибыли, а также следование за толпой.

Когда предприниматель принимает решение действовать в рамках франчайзинговой системы, он также может попасть в ловушки, которые касаются прежде неправильного выбора сети и невозможность вести деятельность в определенной сфере. Наиболее частыми барьерами на пути хорошего выбора со стороны франчайзи являются: недостаток знаний о сети, а также в целом экономических знаний, ожидание быстрых прибылей, недостаток капитала и так называемые "розовые очки", которые осложняют критическую оценку системы.

У некоторых франчайзеров наблюдается такой недостаток как непродуманность информационных пакетов о системе. Отпугивают также соглашения, в которых поданы слишком большие списки возможных нарушений и наказаний. Очень часто франчайзеры обещают быстрые прибыли, и при этом требуют огромные суммы за вступления в сеть. Следующее - умышленное препятствование общению с бывшими и нынешними франчайзи. Об убыточности некоторых марок свидетельствует также малое число представительств несмотря на долгое функционирование на рынке, а также отсутствие собственных точек. Плохую картину сети создают также негативные мысли в медиа, информация от лиц, купивших франшизу, что касается, например, отсутствие постоянной поддержки или ноу-хау.

Как же выбрать лучшего и наиболее подходящего нам франчайзера? Прежде всего нужно проанализировать рекламные информационные материалы о сети, посетить несколько точек, проверить унифицированность обслуживания, оценить эстетику визуализации точки. Стоит также поговорить с клиентами компании об их чувствах, удовлетворенности работой точки. Нужно также сравнить предложение франчайзера с его рыночной конкуренцией. Важна персональная встреча и беседа с франчайзером. Необходимо провести анализ полученных документов под юридическим углом и возникающих из него последствий, например, финансовых (связанных с нарушениями). Будущий франчайзи должен встретиться с бывшими и нынешними франчайзи сети, к которой хочет присоединиться. Стоит также проверить, что об этой сети писала пресса, каковы были ее оценки в других медиа.

Поделиться статьей

Комментировать на форуме

0
Франчайзинг, агенство или самостоятельно

Еще нет ни одного комментарий к статье. Пусть Ваш будет первым.

Форум 287 тем, 1160 комментариев, 265 участников

хотите больше?

нюслеттер Franchising.ua

If you see this, leave this form field blank