02.06.2014

Эра франчайзинга только начинается

В ближайшие годы можно будет наблюдать рост франчайзингового сегмента в Украине

О развитии франчайзинга в области фаст-фуда, его роль в инновационно-инвестиционном процессе страны, а также другие вопросы осветила эксперт в этой области - Наталья Драпуля, руководитель департамента развития компании Chicken HUT.

Драпуля Наталья Фото Драпулі Наталії

Наталья Драпуля - руководитель департамента развития компании Chicken HUT

—  Наталья,  для начала, что Вы можете сказать о франчайзинге в вашей отрасли?

 Франчайзинг в области фаст-фуда явление довольно распространенное. Объясняется это, прежде всего, наличием таких успешных брендов как Макдональдс, KFC, Subway и подобных. Желание развить подобную сеть подталкивает предпринимателей различных калибров к покупке франшизы, которая позволяет изучить административный и линейный персонал, избежать ошибок при выборе оборудования, ассортимента, дает возможность проводить стандартизированную маркетинговую политику, и несет в себе немало других плюсов которые, в совокупности, при правильном подходе и грамотной взаимодействия франчайзи и сублицензиата значительно облегчают путь к успеху. Могу добавить, что обеспечение соответствующего качественной продукции, нашей марки Chicken HUT с популярным меню ничуть не хуже всех известных брендов. Наша схема работы особенно применима для регионов еще и потому, что в каждом городе складываются свои пищевые традиции. Создав собственную модель фаст-фуда - для общественного питания с бургерами, лавашами, курицей и пиццей мы четко отвечаем потребностям потребителей, а рентабельность производства превышает 100%.

—  Чем Вы считаете франчайзинг для экономики?

— Франчайзинг играет и будет продолжать играть роль мощного источника роста для ряда экономических отраслей, а также развивающихся рынков. Такая оценка содержится в совместном заявлении участников Всемирного советника по франчайзингу, заседание которого проходило в конце апреля 2011г. в Берлине. Франчайзинг, как новый экономический механизм - это своеобразное сочетание малого и среднего бизнеса. Такое сочетание большого и малого бизнеса - это союз, где, с одной стороны, присутствует энергия и обязательства отдельного предпринимателя, а с другой стороны, есть ресурсы, коммерческая сила и огромный опыт большой компании.

— Играет он какую-то роль в стимулировании инвестиционно-инновационного развития экономики Украины?

— В Украине франчайзинг в инновационно-инвестиционном процессе имеет особое значение. Становление рыночных отношений в Украине невозможно без перехода к инновационной модели развития, то есть нужны не просто инвестиции, а инвестиции в инновационную деятельность. Круговорот инвестиций в экономике, преобразования инвестиционных ресурсов на вложения, определяющие будущий прирост капитальной стоимости (реализованные инновационно-инвестиционный спрос и предложение) осуществляются с помощью инновационно-инвестиционного рынка.

Государство и франчайзинг объединяет то, что они являются регуляторами инвестиционной деятельности, а потому цель у них одна - достижение сбалансированности, равновесия в соотношении спроса и предложения по объему, структуре и качеству. И именно франчайзинг может это предоставить, ведь среди инструментов инновационно-инвестиционной деятельности франчайзинг является наиболее привлекательным с точки зрения обеспечения прорывного эффекта, то есть рост эффективности не менее чем на порядок при относительно небольших затратах на организацию бизнеса.

—  Какие стратегии развития предпринимательских структур в Украине на основе франчайзинга?

—   Об определении стратегии развития предприятия и текущее управление тесно связаны с величиной и структурой инновационного потенциала предприятия, что является необходимым условием осуществления инновационно-инвестиционной деятельности.

Для нашей экономики франчайзинг является относительно новым явлением. На растущих рынках франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Привлекательность франчайзинга в наличии неоспоримых преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке.

В настоящее время развитие украинской предпринимательства, в первую очередь малого, осложненный повышенными коммерческими рисками. Реализация современных бизнес-проектов требует от предпринимателя широких знаний в области управления, маркетинга, рекламы и умения учитывать особенности проекта. Отработка эффективной схемы и методов делопроизводства в каждом конкретном случае требует больших затрат времени и средств. Организация предприятия на условиях франшизы значительно снижает предпринимательские риски, так как в этом случае происходит использование уже отработанного бизнеса, доказавшего свою эффективность.

В современных условиях усиления развития экономического кризиса, конкуренции на внутренних рынках и ограниченности финансовых возможностей для предприятий важным и эффективным шагом является использование франчайзинговых отношений. Все больше людей и предприятий обращаются к нам , а именно по эффективной формой ведения бизнеса.

— Какие проблемы возникают в создании и функционировании франчайзинговых систем в Украине ? Каким образом их можно решить?

— Важнейшей экономической проблемой украинского франчайзинга становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению франчайзинга, то это, в первую очередь, система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной. Для последнего десятилетия, в течение которого началось ускоренное развитие франчайзинга в Украине, характерны отсутствие стабильности экономики страны, постоянные скачки в ее развитии, что приводит к соответствующим резким колебаниям спроса на все виды товаров, регулярные перераспределения собственности, которые не могут не влиять на франчайзи. Это целая инфраструктура франчайзинговых компаний, что позволила как развивать национальные бренды, так и распространить всемирные по всей Украине. Да, есть много недостатков, но преимущества значительно больше, и можно уверенно сказать, что эра франчайзинга в Украине только начинается.

Для определения назревающих проблем и принятия своевременных решений для их ликвидации следует осуществлять детальный мониторинг всей франчайзинговой сети. Эту функцию, а также консультационную, образовательную и информационную поддержку франчайзеров и франчайзи необходимо встроить в систему региональной поддержки малого и среднего бизнеса.

Подытоживая проблемы франчайзинга, следует отметить, что франчайзинг имеет широкие перспективные возможности для развития в Украине. Итак, франчайзинг в Украине является перспективным направлением экономической деятельности и найближчимирокамы можно будет наблюдать рост этого сегмента. Ведь при условии, что большинство бизнес-проектов становятся убыточными, франчайзинг остается прибыльным бизнесом как для франчайзера, так и для франчайзи. В общем, система франчайзинга имеет ряд преимуществ в организации бизнеса с меньшими затратами и с большей эффективностью, что повышает конкурентоспособность отечественной экономики.

— Какие факторы больше всего влияют на развитие франчайзинга? Что может быть движущей силой для него?

— Сегодняшнее состояние рынка франчайзинга как Украины так и СНГ в целом является достаточно динамичным с точки зрения заинтересованности зарубежных компаний в выходе, и развития с украинскими партнерами.

Период перегрузок кризиса 2008 года превратился в период активного поиска тех видов деятельности, которые помогут предпринимателям в стабильном существовании и постепенном развитии. Общее количество бизнесов в Украине, которые развиваются по типу «франчайзинг» сократилась за период 2008 - 2013 годы на 40-50%, но это сокращение качественно повлияло на  рынок. Основное сокращение произошло за счет тех франшиз, которые с точки зрения Федерации развития франчайзинга в Украине как раз и вредили самой сущности франчайзинга, так как не соответствовали ни одной норме этого вида отношений. А если быть точными, то в Украине по системе франчайзинга работают около 200 торговых марок не только зарубежных, но и украинських. В сфере законодательства существенных изменений не произошло, за исключением того, что уже большинство государственных чиновников понимают термин «франчайзинг» и с интересом рассматривают возможности для развития отраслей экономики по данной модели. Федерация развития франчайзинга Украины в 2013 -14 годах планирует завершить анализ законодательной базы ведущих стран мира и консультации с европейскими экспертами по развитию законодательства в Украине, и планирует подать законодателям свое видение необходимых изменений, которые качественно повлияют на развитие малого и среднего бизнеса в Украине.

— Чем отличается франчайзинг в Украине от зарубежного ? Чему нам стоит поучиться?

—  Концептуально украинское законодательство учитывает ключевые моменты франчайзинга, присущие европейской системе. Однако, несмотря на то, что украинское франчайзинговое законодательство является относительно новым, оно не регулирует ряд важных аспектов , которые , как правило, подробно урегулированы в законодательстве или в судебной практике стран, где франчайзинг уже давно эффективно используется.

Одним из таких пробелов является отсутствие требования о преддоговорном раскрытии франчайзером информации о франшизе, что детально урегулировано в законодательстве других стран. Например, соответствующие нормы Италии и США содержат перечень информации, подлежащей раскрытию (информация о франчайзера о всех судебных делах, возникавших по поводу франшизы, о торговых марках, которые они будут передавать, о платежах, территории использования франшизы и т. д.), а также сроки и формы ее раскрытия. Также украинское законодательство не регулирует вопросы тестирования франчайзером франшизы прежде чем предлагать ее франчайзи. Такое требование прямо предусмотрено в законодательстве Италии. В других странах, например в Великобритании, такое требование закреплено на нормативном уровне: в судебной практике или в актах ассоциаций по франчайзингу.

Итак, украинского молодому франчайзингу необходимо поучиться у зарубежного, четкому составлению договоров с арендодателями, так, чтобы сублицензиат был максимально защищен, при возникновении различных форс-мажорных и, просто, внештатных ситуаций, сопровождения по маркетингу, и гибкости с учетом требований, которые предъявляются языковыми, этническими и другими особенностями различных регионов страны.

Поделиться статьей

Комментировать на форуме

0
Эра франчайзинга только начинается

Еще нет ни одного комментарий к статье. Пусть Ваш будет первым.

Форум 287 тем, 1160 комментариев, 265 участников

хотите больше?

нюслеттер Franchising.ua

If you see this, leave this form field blank