08.04.2013

Налогообложение франчайзинга

О том, как регистрация договора влияет на налоговый статус платежей франчайзи рассказывает патентный поверенный Украины Виктория Остапчук

По договору коммерческой концессии (франчайзинга) франчайзи платит франчайзеру плату за использование комплекса прав интеллектуальной собственности последнего (в практике такие платежи называют роялти). Естественно, франчайзи относит роялти на свои расходы и уменьшает налогооблагаемую прибыль. Однако отсутствие государственной регистрации договора коммерческой концессии может повлечь за собой снятие с затрат налоговыми органами таких платежей. В чем же здесь возникает основная сложность?

Віктория Остапчук Фото Вікторія Остапчук

Виктория Остапчук - патентный поверенный Украины, адвокат, управляющий партнер Патентно-юридического агентства "Синергия"

Договор коммерческой концессии подлежит обязательной государственной регистрации органом, который осуществил государственную регистрацию правообладателя (франчайзера) – ч.2 ст.1118 Гражданского кодекса Украины (далее ГКУ), п.2 ст.367 Хозяйственного кодекса Украины (далее ХКУ). Если же правообладатель – нерезидент, тогда эту регистрацию осуществляет орган, который зарегистрировал пользователя (франчайзи). Речь идет о государственных регистраторах, которые зарегистрировали юридическое лицо либо ФОП – франчайзера или франчайзи. Однако во всех случаях регистраторы отказываются осуществлять регистрацию договоров коммерческой концессии. Они ссылаются на то, что в их профильном законодательстве не закреплена обязанность регистрировать такие договоры, кроме того, не определен порядок такой регистрации. Каковы при этом правовые последствия отсутствия государственной регистрации договора коммерческой концессии и как это влияет на налогообложение платежей по такому договору?

Снова обратимся к законодательству. Ч.4 ст.1118 ЦКУ и ч.3 ст.367 ГКУ определяют такое правовое последствие отсутствия государственной регистрации договора коммерческой концессии: "В отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии имеют право ссылаться на договор только со дня его государственной регистрации". Налоговые органы считают себя третьими лицами по отношению к такому договору. Кроме того, ч.1 ст.210 и ст.640 ГКУ говорят, что договор, подлежащий обязательной государственной регистрации, считается заключенным только с момента государственной регистрации. И далее логика налоговых органов такова: нет зарегистрированного договора коммерческой концессии – значит, такой договор не считается заключенным, ссылаться на него стороны перед налоговыми органами не могут. При этом права интеллектуальной собственности могут предоставляться в пользование только на основаниях, предусмотренных законодательством. Нет основания – права не считаются предоставленными. Соответственно, платежи во исполнение такого не заключенного договора, за не предоставленные права, – не могут быть включены в состав затрат пользователя (франчайзи).

Это фрагмент статьи "Налогообложение франчайзинга", продолжение Вы можете найти в журнале "Идеи Бизнеса ФРАНЧАЙЗИНГ" 8/2013

Поделиться статьей

Комментировать на форуме

0
Налогообложение франчайзинга

Еще нет ни одного комментарий к статье. Пусть Ваш будет первым.

Форум 287 тем, 1159 комментариев, 264 участника

хотите больше?

нюслеттер Franchising.ua

If you see this, leave this form field blank