04.11.2009

Европейский Кодекс Этики Франчайзинга

Кодекс Этики Франчайзинга, принятый Европейской Федерацией Франчайзинга

Европейская Федерация Франчайзинга (European Franchise Federation - EFF) начала свою работу в 1972 году. Членство в организации имеют франчайзинговые объединения стран Европы, а также другие лица, имеющие отношение к франчайзингу.

Над Кодексом Этики работали Европейская Федерация Франчайзинга с ее членами - франчайзинговыми объединениями из Австрии, Бельгии, Дании, Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Португалии и Великобритании, в сотрудничестве с Комиссией Европейского Сообщества.

Действующий Европейский Кодекс Этики Франчайзинга был принят в 1990 году. Это своеобразная "Конституция" франчайзинга, на основе которой строится все остальное регулирование франчайзинговых отношений в каждой отдельно взятой европейской стране.

Европейский Кодекс Этики Франчайзинга

Определение франчайзинга

Франчайзинг - это система продажи товаров, услуг или технологий, которая основана на продолжительном сотрудничество между юридически и финансово независимыми сторонами - франчайзером и франчайзи. Суть этой системы состоит в том, что франчайзер предоставляет франчайзи право, а также налагает на него обязанность вести бизнес согласно его концепции. Это происходит в рамках и в период срока действия франчайзингового договора и в обмен на определенные финансовые платежи и при возможности использовать торговую марку, ноу-хау, методы ведения хозяйственной деятельности, технические знания и другие права интеллектуальной собственности, а также получать постоянную поддержку и помощь франчайзера.

  • "Ноу-хау" - это пакет незапатентованной, практической информации, которая была получена из опыта во время собственной деятельности франчайзера. Эта информация является неизвестной, важной и идентифицированной.
  • "Неизвестное" означает, что ноу-хау, как целостность, набор связанных между собой элементов не является общеизвестным или легко доступным, однако не стоит однозначно и узко воспринимать это определение. Подразумевается, что каждый элемент может быть известен общественности, но как целостность связанных между собой составляющих используется только в хозяйственной деятельности франчайзера и нигде больше;
  • "Важное" означает, что ноу-хау содержит информацию, которая необходима для продажи товаров или предоставления услуг конечным потребителям, а особенно для презентации товаров, для обслуживания клиентов, для управления финансами. Ноу-хау облегчает франчайзи выход на рынок, делает его деятельность эффективной и конкурентоспособной.
  • "Идентифицированное" означает, что ноу-хау должно быть достаточно подробно описанным во франчайзинговом пособии.

Основные принципы

  1. Франчайзер является создателем франчайзинговой сети, состоящей из него самого, а также его франчайзи, для которых он становится "опекуном" на определенный срок и гарантом функционирования сети.
  2. Обязанности франчайзера:

Франчайзер должен:

  • перед началом создания франчайзинговой сети, испытать концепцию в собственной точке в течении достаточно длительного срока;
  • быть владельцем или иметь юридические права пользования торговой маркой и другими знаками, которые выделяют сеть среди других;
  • предоставить франчайзи вступительную подготовку и в дальнейшем поддерживать его коммерчески и технически в течении продолжения действия договора.

Обязанности франчайзи:

франчайзи должен:

  • прилагать усилия в ведение собственной деятельности и поддерживать имидж, идентичность и репутацию всей франчайзинговой сети;
  • предоставлять франчайзеру проверенную операционную информацию для проверки уровня и качества ведения бизнеса, необходимые финансовые отчеты для эффективного управления франчайзинговой сетью, возможность доступа к своему предприятию для проверки необходимой документации франчайзеру и его представителям;
  • в течение срока действия договора и после его расторжения не разглашать ноу-хау франчайзера.

Неизменные обязанности обеих сторон:

  • Во взаимоотношениях стороны должны вести себя честно. Если франчайзи нарушил определенный пункт договора, франчайзер письменно ему об этом сообщает и должен определить срок, в который это нарушение должно быть исправлено.
  • Стороны решать мирно споры путем переговоров.

Рекрутация, объявления, разглашение

  1. Когда франчайзер собирается привлекать франчайзи в свою сеть и размещает объявления, то информация в нем должна быть четкой, понятной и не вводить в заблуждение;
  2. Публично доступные материалы, касающиеся привлечения франчайзи, рекламные материалы, другие документы содержащие информацию о возможных доходы франчайзи должны быть объективными и не должны вводить в заблуждение;
  3. Перед подписанием любых договоров о сотрудничестве франчайзи имеет право получить актуальный Кодекс Этики и подробную информацию о франчайзинговом предложении;
  4. Если франчайзер требует от франчайзи подписания договора о неразглашении перед подписания основного договора франчайзинга, франчайзи должен обратить внимание на следующие моменты:
    • Перед подписанием любого предварительного договора кандидат во франчайзи должен получить письменную информацию на тему цели заключения этого договора и на тему суммы возможного возмещения франчайзеру в случае невыполнения франчайзи условий настоящего договора. Если после того, как согласно условиям предварительного договора предприниматель заплатил возмещения франчайзеру, но после того они же подписали договор франчайзинга, сумма которую получил франчайзер качестве возмещения должна быть возвращена франчайзи, либо зачислена как часть паушального взноса франчайзи;
    • Договор о неразглашении обязательно должен содержать срок его действия и ситуации, при которых он может быть расторгнут;
    • В целях охраны своего ноу-хау и однотипности сети франчайзер может вносить в договор записи, которые касаются запрета конкурентной деятельности, и охраны коммерческих тайн.

Отбор потенциальных франчайзи

Франчайзер должен принимать в систему новых франчайзи только после разумной проверки кандидатов и при наличии у них основных навыков, образования, личных качеств и финансовых ресурсов, достаточных для ведения франчайзингового бизнеса.

Франчайзинговый договор

  1. Франчайзинговий договор должен соответствовать действующему государственному законодательству, законодательству государственных сообществ и настоящему Кодексу Этики.
  2. Договор выражает интересы членов франчайзинговой сети, защищая производственную и интеллектуальную собственность франчайзера и поддерживая общую идентичность и репутацию франчайзинговой сети. Все договора и контрактные обязательства, связанные с франчайзинговым взаимоотношениями должны быть оформлены в письменном виде на языке страны деятельности франчайзи, или переведены на этот язык уполномоченными переводчиками. Подписанная копия договора немедленно предоставляется франчайзи.
  3. Франчайзинговый договор должен детально определять права и обязанности сторон и все другие важные условия их сотрудничества.
  4. Необходимый минимум вопросов, которые должны регулироваться договором франчайзинга:
    • Права франчайзера;
    • Права франчайзи;
    • Товары и услуги, которые получает франчайзи;
    • Обязанности франчайзера;
    • Обязанности франчайзи;
    • Условия франчайзинговых платежей;
    • Срок действия франчайзингового договора, который должен быть достаточным для того, чтобы дать возможность франчайзи окупить свои первоначальные вложения, связанные с покупкой франшизы;
    • Условия, на которых можно продлить договор;
    • Условия, на которых франчайзи имеет право продать франчайзинговый бизнес или передать права на его ведение, а также а также возможное право "первой покупки" франчайзера;
    • Положения, касающиеся прав франчайзи на использование знаков франчайзера, к которым относятся товарный знак, логотипы и другие знаки;
    • Права франчайзера вводить в систему новые методы и технологии;
    • Условия, касающиеся расторжения договора;
    • Положение о немедленном возвращении после окончания срока действия договора любых средств, интеллектуальной и правовой собственности, принадлежащие франчайзеру или иному законному владельцу.

Кодекс Этики и договор мастер-франчайзинга

Этот Этический Кодекс можно применять во взаимоотношениях между франчайзером и франчайзи, а также, в равной степени во взаимоотношениях между мастер-франчайзи и его суб-франчайзи. Этот Кодекс Этики не стоит применять в отношениях между мастер-франчайзером и мастер-франчайзи.

Поделиться статьей

Комментировать на форуме

0
Европейский Кодекс Этики Франчайзинга

Еще нет ни одного комментарий к статье. Пусть Ваш будет первым.

Форум 287 тем, 1160 комментариев, 265 участников

хотите больше?

нюслеттер Franchising.ua

If you see this, leave this form field blank