Защита прав интеллектуальной собственности

Алена Яремчук - патентный поверенный, управляющий партнер ООО «ЮКГ «Яремчук и Партнеры», которая более 12 лет работает в данной отрасли.
Понедельник
30.03.2015
Разобраться в юридических тонкостях защиты бренда нам поможет Алена Яремчук
 

Сейчас многие предприниматели задумываются о выходе на международный рынок, все чаще склоняясь к использованию франшиз. В первую очередь это касается, конечно, европейских стран. Но всегда важно помнить, что свои нематериальные активы (авторские права, торговые марки пр.) необходимо надежно защитить и желательно, чтобы эта защита имела комплексный характер.
—  В чем особенности создания торговой марки и откуда они вытекают?
—  Представим, что предприниматель открывает свой бизнес. И вот когда уже фундамент выстроен, найдены деньги, помещение, оборудование, возникает вопрос: а как же преподать свой продукт покупателю? Тогда начинается процесс создания торговой марки (кстати, многие ошибочно полагают, что торговая марка и знак для товаров и услуг – разные понятие. На самом деле это одно и тоже). Он включает в себя разработку логотипа компании, цветовой стилистики и т.д. На этом этапе работают дизайнеры. Важно, чтобы при этом не были нарушены права собственников уже существующих торговых марок. Для этого в работу включаются специалисты юридической отрасли. Созданный знак проходит проверку на тождество с уже зарегистрированными торговыми, и если вывод экспертов положительный, то отправляется на регистрацию.

Период оформления достаточно длительный, неужели собственник должен все это время ждать, а потом уже начинать деятельность?

—  Нет, не нужно. Защита торговой марки начинается с момента подачи заявки на регистрацию знака. Так что в момент получения свидетельства бизнес уже может работать полным ходом.

—  Регистрации торговой марки достаточно для надежной защиты бренда?

— Не совсем. Срок действия торговой марки составляет лишь десять лет (точнее каждые 10 лет ее действие необходимо продлевать). Кроме того торговая марка регистрируется только на определенный класс (классы) товаров и/или услуг. К примеру, только владелец ТМ может изготовлять под этим знаком одежду, аксессуары, обувь. Но если кто-то начнет предоставлять под этим же брендом парикмахерские услуги, то это законом не запрещено. Получается что біл создан бренд, вложены в него материальные и нематериальные ресурсы, он стал узнаваемым на рынке и вдруг кто-то пользуясь плодами чужих трудов начинает зарабатыват на этом деньги. Чтобы это предотвратить к примеру, наша компания предлагает зонтиковую защиту бизнеса. То есть мы регистрируем не только торговую марку, но и авторское право на изображение бренда, промышленный образец, патент. Регистрация авторского права на логотип, как на произведение изобразительного искусства, имеет значительное преимущество: правовая охрана предоставляется с момента создания и действует в течение всей жизни автора и еще семьдесят лет после его смерти. Кроме того, территориально защита авторского права  охватывает территорию всего земного шара и космического пространства (торговую марку нужно регистрировать отдельно в каждой стране, для которой хотите получить охрану или прибегнуть к международной регистрации знака в ряде стран).

—  А если говорить о выходе на международный рынок, как быть в этом случае?

— Свидетельство на знак для товаров и услуг, выданное в Украине действует лишь на территории Украины. Если предприниматель планирует использовать свой бренд в другой стране, то тут уже идет речь о международной регистрации. Здесь существует несколько вариантов: регистрация торговой марки сразу в нескольких странах или в каждой нужной Вам стране по отдельности. Существуют свои нюансы. А вот что касается авторского права, то мы  советуем своим клиентам регистрировать авторское право в Библиотеке Конгресса США.

—  Зачем предпринимателям из Украины нужна регистрация авторских прав в США?

— Ответ находится на поверхности: свидетельство о регистрации в Библиотеке Конгресса имеет международный статус, его авторитетность упрощает решение вопросов об авторском праве, как на территории США, так и в государственных органах большинства других стран мира. Всего лишь за 150$, вложенных в регистрацию авторского права в Библиотеке Конгресса США можно получить защиту своего бренда по всему миру. Никто уже не сможет использовать знак, ну как минимум такое использование будет незаконным.

Что бы Вы посоветовали людям, которые занимаются франчайзингом, для надежной защиты своих прав?

—  Дело в том, что понятие авторского права еще до недавних пор затрагивало сравнительно небольшое число людей в мире. Но сфера франчайзинга наполнена рисками и основным вопросом франчайзера всегда должен быть: «Как себя защитить?». К сожалению, многие из них задумываются об этом уже после возникновения споров. Такие ошибки могут стоить им прибыли, а то и права распоряжения собственным брендом. Мы бы посоветовали использовать зонтиковую защиту бизнеса, которая уже упоминалась. Это регистрация торговой марки, регистрация авторского права на знак, а также, при коммерческой необходимости регистрации промышленных образцов, авторского права на цветовые сочетания, коллекции одежды/рисунков/фото и т.д.

 Также хочу обратить особое внимание эксклюзивных дистрибьюторов на такой способ защиты прав как включение в Таможенный реестр обьектов интеллектуальной собственности. Это позволит не пропустить на рынок аналогичную продукцию недобросовестных конкурентов.

 Мы, как страна c большим недооцененным интеллектуальным потенциалом пока еще привыкаем к работе с нематериальными активами и, в Украине не так много специалистов в этой сфере. Настоятельно рекомендую как в начале бизнеса, так и после достижения определенных результатов, с помощью квалифицированного юриста оценить потенциальные риски для нематериальных активов и разработать четкую схему их защиты, что позволит в дальнейшем эффективно управлять и распоряжаться своей интеллектуальной собственностью.

 

 


на форуме

АЛМАЗНАЯ Гравировальная Игла

АЛМАЗНАЯ Гравировальная Игла: САУНО/САУНО...

1 комментарии
последняя 30.03.2020
подвальное помещения 70 кВ.м.

Есть подвальное помещения 70 кВ.м. в центре Киева, узкий спуск по лестницы, есть вода, канализация,...

1 комментарии
последняя 30.11.2019
Как правильно создать сайт для нового бизнеса?

Интересно получилось

1 комментарии
последняя 01.06.2016
CK-STANDART - франшиза, что востребована временем

CK-STANDART - франшиза, что востребована временем - да лохотрон это все!!! Моя оценка этой франшизы по...

1 комментарии
последняя 08.07.2015
Мобильные приложения с AppGlobal

Франшиза в полном понимании этого слова - договор, предполагающий передачу не только модели...

2 комментарии
последняя 26.01.2015
Мобильные приложения с AppGlobal

Почему эту франшизу нельзя найти на сайте Роспатент? Ведь это обязательная процедура!

2 комментарии
последняя 01.01.2015