Анна Кравчук, партнер патентно-юридического агентства "Синергия".
Понедельник
24.11.2014
Произошло существенное изменение в нормативном регулировании франчайзинга в Украине
 

— Прежде всего, поменялась ли законодательная база относительно франчайзинга в Украине?

— Недавно произошло существенное изменение в нормативном регулировании франчайзинга в Украине. 29 сентября 2014 года был принят Приказ Минюста №1601/5 «Об утверждении Порядка государственной регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)», вступивший в силу 21 октября 2014 года. При этом, как указано в п. 4 Приказа, сам Порядок вступает в силу спустя 6 месяцев с момента его опубликования, то есть 21 апреля 2015 года. В Украине более 10 лет существует норма о необходимости регистрации договоров коммерческой концессии, но отсутствовал порядок осуществления такой регистрации, в связи с чем субъекты отношений франчайзинга были лишены возможности ее осуществить.

Принятый документ определяет процедуру государственной регистрации договоров коммерческой концессии, договоров о внесении изменений или их расторжении, в том числе на основании судебного решения, и внесение сведений о регистрации таких договоров в Единый государственный реестр юридических и физических лиц – предпринимателей. Обязанность по регистрации возложена на государственных регистраторов. В то же время, на сегодняшний день существуют законодательные инициативы, поддерживаемые Государственной службой Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, относительно внесения изменений в Гражданский кодекс Украины и отмены обязательной регистрации договоров франчайзинга.

— Ваши юридические советы для франчайзи и для франчайзера перед началом сотрудничества?

— Перед началом сотрудничества сторонам, прежде всего, необходимо составить представление друг о друге и о предмете франшизы. В связи с тем, что франчайзеру приходится раскрывать информацию о своей деятельности, рекомендуется заключать с потенциальным франчайзи договор о неразглашении конфиденциальной информации.

 В свою очередь, франчайзи следует оценить как сам предмет франшизы, так и надежность франчайзера. До заключения договора рекомендуем выяснить следующие принципиальные моменты: статус и объем исключительных прав франчайзера; данные о сроке и опыте использования франшизы; финансовые условия договора, включая данные о размере платежей, размеры инвестиций; условия прекращения и продолжения договора; основные этапы деятельности франчайзера; информацию обо всех судебных процессах, связанных с франчайзером. Учитывая сферу использования франшизы, могут быть дополнительные нюансы, о которых франчайзи необходимо знать до заключения договора.

IMG:5806:

Алиса Бойко, юрисконсульт патентно-юридического агентства "Синергия"

 — Какие  документы стороны должны рассмотреть до подписания договора?

 — Прежде всего, франчайзи необходимо убедиться в принадлежности франчайзеру всего объема прав на объекты интеллектуальной собственности, которые являются предметом соглашения. Для этого необходимо ознакомиться с правоустанавливающими документами на объекты интеллектуальной собственности. Это могут быть свидетельства, патенты, договоры о приобретении прав и другие подтверждающие документы. Также необходимо удостовериться в том, что права действительно принадлежат франчайзеру непосредственно на момент заключения договора, и в отношении данных прав нет судебных споров.

Кроме того, стороны могут ознакомиться с разрешительной и финансовой документацией друг друга, которая подтвердит право на осуществление определенной деятельности и финансовое положение сторон.

 — На какие правовые аспекты следует обратить внимание сторонам франчайзингового соглашения, при подписании договора, дабы избежать разочарований в будущем?

 — При заключении договора франчайзинга важно учесть и корректно отобразить основные существенные условия такого договора согласно договоренностям и интересам сторон.

Сторонам следует предусмотреть в договоре:

-комплекс прав, которые предоставляются правообладателем, с обязательной их идентификацией;

- вид франшизы;

- условия обеспечения пользователя технической и коммерческой документацией;

- территорию, на которой будет осуществлять деятельность франчайзи;

- срок использования прав;

- размер, сроки и порядок выплаты вознаграждения;

- условия в отношении конкурентной политики;

- установление стандартов качества и порядка их контроля правообладателем;

- порядок передачи и защиты конфиденциальной информации;

- санкции за несоблюдение условий договора;

- условия прекращения договора.

С точки зрения защиты интересов каждой из сторон можно разделить важные положения договора следующим образом. Так, для правообладателя это могут быть:

- определение даты начала использования прав;

- пределы использования прав;

- обязательство и порядок предоставления пользователем отчетности, в том числе бухгалтерской и финансовой.

— Если одна из сторон не выполняет свои обещания, каковы самые основные шаги, чтобы защитить себя и бизнес?

— Для определения наиболее эффективных шагов, стратегий защиты, необходимо учитывать  характер нарушений и причины таких нарушений. В любом случае, первым шагом должна быть попытка урегулировать спорный вопрос в досудебном порядке, что может помочь сэкономить время и деньги. Если же мирным путем урегулировать отношения не удалось, необходимо обращаться в суд для защиты своих прав, возмещения ущерба и т.д. без лишних промедлений.


ТОП читаемости

Бизнес на селе: норковая ферма /13.03.2012

Насколько прибыльным является производство меха в Украине?

Как открыть клининговую компанию? Бизнес-план /18.05.2013

Хотя в среднем рентабельность клинингового бизнеса составляет 10%, это не отпугивает предпринимателей. Ведь спрос на услуги ежегодно увеличивается

Открытие турагентства. Бизнес-план /23.11.2011

Собрать вещи и уехать подальше от повседневных проблем — мечта практически каждого трудящегося человека. Многие стараются хотя бы раз в год ее осуществить. Желающих заработать на этой человеческой страсти также находится немало. Вы оказались среди них? Прекрасно! Для того, чтобы ваш бизнес был прибыльным, важно четко для себя уяснить некоторые нюансы этой сферы.

Каким должен быть предприниматель /26.02.2010

Тест на предпринимательство

Франчайзинговый пакет /19.11.2009

Франчайзинговый пакет, который называют также франчайзинговой лицензией или франшизой - это основа франчайзинговой системы