Нужно ли регистрировать договор франчайзинга?

Анализируя мировую практику развития франчайзинга, становится очевидным, что в Украине мы все еще ждем урегулирования норм, которые в других странах уже не актуальны. И, возможно, было бы целесообразней пересмотреть урегулирование франчайзинга в Украине в целом, опираясь на опыт более продвинутых в этой сфере стран. Комментарии дает Виктория Остапчук.
— Какая ситуация с законодательным урегулированием франчайзинга в Украине на сегодняшний день? Есть ли положительные изменения?
— Законодательное регулирование франчайзинга в Украине на сегодняшний день все еще оставляет желать лучшего. Прошло уже 10 лет с момента принятия нового Гражданского кодекса, которым договору коммерческой концессии (как законодательно определяется договор франчайзинга) была посвящена целая глава. В частности, этот кодекс установил обязательную регистрацию договоров коммерческой концессии. И до сих пор - в течение уже десятилетия - вопрос регистрации этого вида договоров остается камнем преткновения для франчайзеров и франчайзи.
Напомню, что договор коммерческой концессии согласно ч.2 ст.1118 Гражданского кодекса подлежит обязательной государственной регистрации органом, который осуществил государственную регистрацию правообладателя (франчайзера). Но полномочия органа относительно регистрации договора франчайзинга не урегулированы, поэтому на практике регистрационный орган отказывается регистрировать договоры франчайзинга, ссылаясь на отсутствие предписанного им порядка такой регистрации. В свою очередь, отсутствие регистрации влечет за собой незаключенность договора и отсутствие у франчайзера и франчайзи возможности ссылаться на такой договор перед третьими лицами, в том числе перед налоговым органом.
— Но рынок франшиз все равно существует, какая сложилась практика оформления отношений?
— На сегодняшний день из данной ситуации выходят двумя путями: путем заключения «пакета» договоров вместо одного договора коммерческой концессии, и путем принудительной регистрации договора через решение суда. И в том, и в другом случае есть существенные риски. В первом случае при оформлении ряда договоров (лицензионный, агентский и т.п.) существует риск признания таких сделок мнимыми, поскольку для оформления таких отношений законодательством предусмотрен отдельный вид договора - коммерческой концессии. Во втором случае риск связан с противоречивостью судебной практики. В одних случаях иски о принудительной регистрации договора коммерческой концессии удовлетворяются. В других случаях суды отказывают в удовлетворении таких исков, аргументируя это отсутствием законодательно установленного порядка такой регистрации и невозможностью устранения судом пробелов законодательства. Кроме того, даже в случае удовлетворения иска, могут возникнуть проблемы на стадии его исполнения по той же причине – отсутствие порядка.
— Проблема широко известна, неужели ее не пытаются решить?
— Еще в мае 2011 года в Верховную Раду был подан законопроект о внесении изменений в Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины относительно договора коммерческой концессии. В частности, данным законопроектом было предложено уполномочить регистрировать договоры коммерческой концессии орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в сфере интеллектуальной собственности. На данный момент этим органом является Государственная служба интеллектуальной собственности. Стоит отметить, что передача этих полномочий Службе является логичной, поскольку одним из главных объектов соглашения франчайзинга является предоставление прав на использование прав интеллектуальной собственности на торговые марки, патенты, ноу-хау и т.п.
На данный момент законопроект все еще не принят и ожидает второго чтения. Не исключено, что его рассмотрение состоится не скоро, учитывая текущие социально-политические проблемы Украины. В свою очередь, хочу отметить, что обязательная регистрация договора франчайзинга во многих странах, в которых франчайзинг существует уже давно, отсутствует или была отменена. Среди этих стран Великобритания, Германия, Италия, некоторые штаты США, что не мешает быть этим странам одними из лидирующих по количеству сделок франчайзинга. Тенденция развития рынка франшиз в таких странах в большей степени нацелена на урегулирование отношений до момента заключения сделки. Например, законодательство США, Италии, Бельгии, Франции обязывает франчайзера предоставлять определенный перечень информации о франшизе до заключения сделки. Такая политика отображает практику развития франчайзинга на сегодняшний день, нацеленную на защиту франчайзи от мошенничеств со стороны франчайзера.
читать статьи

В 2015 году компания планирует открыть новые офисы в США, Великобритании, Южной Африке и Австралии
Компания СтройСад предлагает франчайзи бизнес под ключ на базе магазина строительного инструмента и оборудования
Разобраться в юридических тонкостях защиты бренда нам поможет Алена Яремчук
В конце апреля в столице Чехии состоялась Международная франчайзинговая выставка
О том, как вести себя бизнесмену, оказавшемуся не в состоянии выплачивать кредит, рассказал ведущий юрист ЮФ “Лекснавигатор” Эдуард Хмыров.
ТОП читаемости

Как легко открыть салон красоты в Польше? Мифы и реальность.
Более 200 граждан разных национальностей, проживающих в нашей стране, ведут свой франчайзинговый бизнес с сетью Жабка (Żabka).
Около 90% предпринимателей, открывающих мини-пивоварни, являются рестораторами.
Как заработать на станции техобслуживания автомобиля
Хотя в среднем рентабельность клинингового бизнеса составляет 10%, это не отпугивает предпринимателей. Ведь спрос на услуги ежегодно увеличивается
на форуме
АЛМАЗНАЯ Гравировальная Игла
АЛМАЗНАЯ Гравировальная Игла: САУНО/САУНО...
подвальное помещения 70 кВ.м.
Есть подвальное помещения 70 кВ.м. в центре Киева, узкий спуск по лестницы, есть вода, канализация,...
Как правильно создать сайт для нового бизнеса?
Интересно получилось
CK-STANDART - франшиза, что востребована временем
CK-STANDART - франшиза, что востребована временем - да лохотрон это все!!! Моя оценка этой франшизы по...
Мобильные приложения с AppGlobal
Франшиза в полном понимании этого слова - договор, предполагающий передачу не только модели...
Мобильные приложения с AppGlobal
Почему эту франшизу нельзя найти на сайте Роспатент? Ведь это обязательная процедура!