20.01.2009

Состояние рынка франчайзинга по итогам 2008г.

Рост количества франчайзеров на 26%, появление новых франчайзингових отраслей, и не только этим отметился 2008 год для Украины

Главные тенденции 2008 года:

  • рост количества франчайзеров с 301 до 380 – за год +26 %;
  • охват 92 против 84 отраслей экономической активности – за год +10 %;
  • количество точек в сетевом бизнесе выросло с 18.170 до 33.631 – за год +85 %;
  • появление нового сетевого сегмента и, самое главное, франчайзингового бизнеса – финансы. Развитие банков по франчайзингу, пока один представитель, но лидер не останется в одиночестве;
  • "гонка за лидером" между общественным питание и услугами для населения ожидаемо и предсказываемо разрешилась в пользу услуг для населения, что указывает на интенсификацию предпринимательской активности в поиске новых коммерческих ниш;
  • франчайзеры стали открытее – они смоги произнести самое тайное, что было до селе,– количество франчайзи зафиксировано в два раза больше, чем в прошлом году – почти 12 тыс. точек.

Конечно, бывают провалы сетей или отказы от развития по франчайзингу, но они, как правило, не связаны с недостатками франчайзинга как метода построения сети, а есть результатом неправильного выбора концепции или стратегии продвижения бренда. Уделив достаточно внимания франчайзинговому договору и механизмам управления сетью можно быстро распространить интересный бренд по всей стране.


Уже поздно говорить о том, приживется ли франчайзинг на украинском рынке. Договора франчайзинга подписываются с середины 90-х годов, и сегодня работает более 380 франчайзеров в стране. Франчайзинг уже внедрен в 92 отраслях и продолжает шагать семимильными шагами. Появляются коренные украинские франчайзинговые сети в тех отраслях, в которых зарубежные аналоги либо не работаю по франчайзингу, либо работают на немного других принципах.

С каждым днем франчайзинговые предложения на украинском рынке становятся все более разнообразными, появляются новые отрасли, новые технологии. Расширяется также ценовой диапазон. Появляются и дешевые франшизы бытовых услуг или проката, и дорогие франшизы фешенебельных ресторанов и производства.

Однозначно, что будущее за сферой услуг, что особенно доказал этот год.

В первую очередь, услуги по обслуживанию потребителей: уборка, мойка, ремонт. Не думаем, что речь дойдет до выхода на украинский рынок американской франшизы по обслуживанию трупов, однако все остальное – доставка билетов, туризм, бронирование отелей, сдача помещений в аренду, организация досуга – будет отдано на откуп франчайзингу.


Второй элемент: услуги для бизнеса. Это и доставка расходных материалов, выполнение части работ по аутсорсингу, обучение линейного персонала базовым знаниям. Зачем компании, владеющей пятью-шестью ресторанами, содержать человека, который будет учить официантов расставлять воду в холодильнике «Кока-кола». Аутсорсинг – очень важный момент: компания отдает франчайзинговой сети часть своих задач, которые сеть решает на территории всей Украины. Копировальные услуги, полиграфия, визитки, услуги по хранению, упорядочиванию и архивированию документов, обслуживание техники, заправка картриджей. В Греции существует франшиза по обслуживанию мобильных телефонов: у компании не будет головной боли относительно пополнения счета.

К чему еще будет проявлен интерес, это доставки. В частности, доставка в рамках существующих сетей супермаркетов, пиццерий и магазинов. Все эти направления – услуги по своей сути.

Часть концепций заимствуется из-за рубежа, особенно в сфере услуг для потребителей (чистки домов, крыш, домашних животных, доставки, тренингов, и прочего обслуживания). А в сфере услуг для бизнеса наши предприниматели адаптируют свои услуги под местный менталитет, используя мировой опыт и наработки.


В связи с 2012 годом и проведением в Украине финальной части Евро-2012 большим спросом пользуется отельное направление. Открывать такие точки необходимо в ближайший год-два. Тогда к 2012 отель станет функционировать эффективно и за время чемпионата окупится.

Развитие рынка и укрепление законодательной базы будут также способствовать расширению франчайзингового бизнеса в целом. Это все способствует тому, что скоро любой желающий сможет подобрать себе бизнес по душе и по своим возможностям.

Развитие франчайзингового рынка привело к появлению профессиональных франчайзи – люди, которые ездят и покупают все новые и новые франшизы. У них есть помещения и они этим умело пользуются.

Если у человека есть помещение в центре, то, заняв его одним магазином, он обслужит лишь одну целевую аудиторию. Затем он покупает франшизу на другую деятельность, и его целевая аудитория категорийно вырастает минимум в два раза. И так далее, пока хватает помещения и нет перенасыщенности.

Мораль профессиональных франчайзи – заработок. У них есть помещение, наработанные технологические процессы, функционирующая бухгалтерия – он готов покупать все, что будет приносить прибыль и подойдет его целевой аудитории. То есть, мы отходим от принципов самозанятости, в которых были уверены в начале.


Также интересны для рассмотрения профессиональные франчайзи с точки зрения оптимизации затрат. Мало того, что они экономят в каждой точке за счет сети, они еще и экономят на аккумуляции затрат: один бухгалтер на несколько ресторанов, один логист на несколько различных точек. За счет этого повышается рентабельность.

Некоторые из таких франчайзи умело комбинируют национальные и зарубежные франшизы, достигая максимального расширения и удовлетворения целевой аудитории.

Ассоциация франчайзинга Украины

Поделиться статьей

Комментировать на форуме

0
Состояние рынка франчайзинга по итогам 2008г.

Еще нет ни одного комментарий к статье. Пусть Ваш будет первым.

Форум 287 тем, 1159 комментариев, 265 участников

хотите больше?

нюслеттер Franchising.ua

If you see this, leave this form field blank