Евгений Чернецкий - Председатель ОО "Союз защиты прав предпринимателей"
Понедельник
01.07.2013
О том, как создание Министерства доходов и сборов отразится на деятельности малого бизнеса в Украине, рассказывает Евгений Чернецкий
 

Административная реформа в Украине является ровесницей независимости нашего государства. Реформирование системы публичного управления принадлежит к тем темам, обсуждение которых может длиться вечно, поскольку необходимость поиска оптимальных методов и механизмов управления будет оставаться актуальным вопросом до тех пор, пока само общество способно эволюционировать, находить новые формы и методы взаимодействия различных социальных групп между собой, отбрасывать за пределы восприятия ненужный и обременительный опыт и стремиться к постижению новых неопознанных вершин.

Желание власти ввести новую практику ведения публичного управления в той или иной сфере само по себе явление положительное и нужное. Однако обычно реформы в нашей стране связываются не со стратегическим видением ее развития в долгосрочной перспективе, а с реакцией на политические, экономические или социальные кризисы. Соответственно и меры, что реализируются, не вызывают того эффекта, который потенциально способен обеспечить стабильность в государстве в течение значительного промежутка времени. К подобным реформам, мне кажется, можно отнести и смелую реализацию идеи создания Министерства доходов и сборов путем объединения налоговой и таможенной служб Украины.

На самом деле, опыт функционирования подобного единого администратора уплаты налогов, пошлин и социальных платежей не является новым для мира. Так, например, из 34 стран-членов ОЭСР, в 13 странах действуют учреждения, которые одновременно осуществляют полномочия по сбору налогов и социальных платежей, и в 11 странах – органы, администрирующие налоговые и таможенные платежи одновременно. Имплементация в украинские реалии успешной мировой практики, как по мне, является достаточно хорошим явлением.

И действительно, такая функционирующая "объединенная казна" способна, как минимум, уменьшить административный аппарат, оптимизировать и ускорить процессы принятия управленческих решений, упростить документооборот и возможности получения и обмена информацией. Следствием этого может стать усовершенствование системы администрирования налоговой системы Украины, качественное обслуживание плательщиков с применением новейших технологий, уменьшение ресурсных затрат предпринимателей на общение с таможней и налоговой. Особенно заслуживает внимания, я считаю, идея создания единой базы данных налогоплательщиков, которой будут одновременно пользоваться и таможня, и налоговая. Подобный продукт может обеспечить оперативную работу по предупреждению нарушения таможенных правил, уклонению от уплаты налогов, недопущению ввоза на территорию Украины контрабандной продукции и ее дальнейшей реализации, унификации практики работы таможни и налоговиков, что, в свою очередь, будет защищать предпринимателей от произвола чиновников.

Однако, понимая во что может превратиться любое хорошее начинание в условиях украинской действительности, необходимо обратить внимание, что такая концентрация власти по существу в одних руках потенциально способна произвести совершенно иной эффект на климат ведения бизнеса в стране. Ни для кого не секрет, что сегодня малый и средний бизнес в Украине страдает от нарушений закона со стороны властных структур различного уровня и профиля деятельности. Предприниматели настолько заняты в ежедневных бегах на выживание, что практически не интересуются своими правами, не тратят время и усилия на их защиту в судах, заблаговременно зная, что вложенные ими в оборону собственного бизнеса ресурсы не выдержат натиска административной машины.

Те, кто не имеют защитников в высоких кабинетах, вынуждены покорно платить часто незаконно начисленные штрафы или выполнять другие безосновательные требования чиновников. Объединенное министерство при таких условиях может стать достаточно эффективным инструментом манипуляций со стороны государства на малый бизнес. Например, у предпринимателя, который будет противостоять незаконному аресту его товаров на границе, легко могут возникнуть проблемы с налоговой, особенно когда практика уплаты налогов и сборов меняется так часто, что не все бухгалтера успевают это отслеживать и вовремя предупреждать своих клиентов. И наоборот, крупный бизнес, который имеет довольно значительные ресурсы для лоббирования своих интересов в высших эшелонах власти, сможет легко способствовать продвижению собственных товаров и услуг на рынок с помощью новосозданного "единого окна".

Поэтому давать объективную оценку эффективности и прозрачности деятельности нового министерства, по моему мнению, можно будет по результатам ближайших отчетных периодов, сравнивая суммы, на которые увеличились объемы налоговых и таможенных поступлений, учитывая объемы уплаченных штрафов, от представителей малого, среднего и крупного бизнеса.


на форуме

АЛМАЗНАЯ Гравировальная Игла

АЛМАЗНАЯ Гравировальная Игла: САУНО/САУНО...

1 комментарии
последняя 30.03.2020
подвальное помещения 70 кВ.м.

Есть подвальное помещения 70 кВ.м. в центре Киева, узкий спуск по лестницы, есть вода, канализация,...

1 комментарии
последняя 30.11.2019
Как правильно создать сайт для нового бизнеса?

Интересно получилось

1 комментарии
последняя 01.06.2016
CK-STANDART - франшиза, что востребована временем

CK-STANDART - франшиза, что востребована временем - да лохотрон это все!!! Моя оценка этой франшизы по...

1 комментарии
последняя 08.07.2015
Мобильные приложения с AppGlobal

Франшиза в полном понимании этого слова - договор, предполагающий передачу не только модели...

2 комментарии
последняя 26.01.2015
Мобильные приложения с AppGlobal

Почему эту франшизу нельзя найти на сайте Роспатент? Ведь это обязательная процедура!

2 комментарии
последняя 01.01.2015