Николай Собецкий - юрист компании "Захист рослин 2000"
Понедельник
15.04.2013
"В последнее время все больше предприятий оптовой торговли возвращается к рознице", - утверждает Николай Собецкий, юрист "Захист рослин 2000"
 

Как можете охарактеризовать динамику развития рынка агромагазинов за последние несколько лет?
Рынок стабильно растет и даже кризисные явления никак на него не влияют. Напротив, в последнее время количество агромагазинов только умножается, что объясняется все большей актуальностью и развитием аграрного производства. Существует здоровая конкуренция, которая и свидетельствует о подъемной динамике рынка. Спады и подъемы торговли зависят только от сезонности, и это является предсказуемым процессом, поскольку время высоких показателей продаж приходится на период с конца зимы до середины лета. Ведь тогда происходят активные посадки, и люди массово закупают препараты, семена, рассаду и различные сопутствующие товары, которые помогают стимулировать рост растений и регулировать его стабильность. Существует также определенная сезонность продаж осенью: на группу препаратов-протравителей. Но в целом агромагазин вполне оправдывает просчитанные показатели рентабельности и прибыльности.

У кого сегодня больше перспектив на этом рынке: в больших монобрендовых сетей или в отдельных магазинов, которые довольно неплохо акклиматизировались в регионах?

Если говорить о торговле в целом, то сегодня сети активно вытесняют отдельные самостоятельные магазины. Бизнес возвращается к качеству товаров и обслуживания, высоких стандартов сервиса, что обусловлено постоянным обучением и повышением квалификационного уровня персонала, и, в свою очередь, является бесспорным аргументом для покупателя. Те же тенденции прослеживаются и в сегменте агромагазинов: существующие сети становятся все крупнее и наращивают темпы развития, вытесняя таким образом отдельные индивидуальные торговые точки. Конечно, последние имеют право на жизнь в локализованных микрорайонах городов, районных центрах и селах. Кроме того сельская местность еще психологически не настроена на сетевые магазины, поскольку рассуждает стереотипами: если это брендовый магазин, то обязательно дорогой и недоступный. Однако и это видение постепенно исчезает. Потребителю импонирует качественный сервис и обслуживание, а это - профессиональный подход как к подбору персонала, так и к постоянному совершенствованию профессиональных навыков и продуктивная работа с производителями-поставщиками, что является залогом высоких стандартов производства торговых процессов в Украине. Я уверен: будущее - за крупными сетями.

Товары отечественного или иностранного производителя превалируют на рынке?

Конечно существуют иностранные компании-производители, которые всегда выделяются из других высокими качественными показателями продукции. Это, в свою очередь, напрямую влияет на стоимость такой продукции. Речь идет о семенном материале, препаратах от болезней и стимуляторах роста растений. Но на сегодняшний день и продукция отечественного производителя имеет достаточно высокие стандарты качества. Она является конкурентной к иностранному производителю, что обусловлено ценовой политикой.

Влияет ли сезонность на преимущества открытия агромагазина в то или иное время года?

Конечно, магазин лучше открывать заранее, еще до начала сезона. Ведь на этот период приходится основная часть годового дохода. Если же предприниматель открывает магазин в течение сезона, то теряется значительная часть планируемой прибыли.

Все больше оптовиков сейчас возвращаются к розничной торговле. Чем это вызвано?

Бизнесмены понимают, что сеть - это надежный тыл. Поступления от розницы - более стабильны, чем доходы от сотрудничества с отдельными фермерскими хозяйствами. Ведь покупательная способность фермеров напрямую зависит от многих факторов: погодных рисков, нестабильного финансового рынка, сферы банковских услуг, системы государственных льгот и налогов. Тенденции постоянно меняются, поскольку государство вроде пытается помочь фермерам льготным ставкам и условиям кредитования, и в то же время формирует неблагоприятный налоговый климат. >