Обзор рынка детских товаров и услуг

Воскресенье
04.12.2011
Идеи для бизнеса в сфере товаров и услуг, ориентированных на детей
 

Дети традиционно считаются потребителями «три в одном». Во-первых, они имеют свои собственные карманные деньги и делают на них свои чаще всего небольшие, но все же покупки. Во-вторых, любимые чада непосредственно влияют на своих родителей. С одной стороны мамы и папы удовлетворяют потребности и прихоти своего ребенка. С другой — часто именно дети рассказывают родителям о всевозможных новинках, выступают советчиками при приобретении той или иной продукции, например, для семейного использования. И, в-третьих, рано или поздно, дети вырастают, и потребительские привычки, сформированные в детстве, часто остаются с человеком на протяжении всей жизни. К примеру, полюбившийся в детстве фаст-фуд или кафе, в большинстве случаев выросший ребенок будет посещать и в дальнейшем. Детские привычки и предпочтения в будущем чаще всего превращаются в лояльность к определенным брендам.

Заработок на переменах
Содержание и воспитание ребенка требует значительных сумм денег. Начиная от новорожденного малыша, который растет не по дням, а по часам, и вместе с ним увеличиваются его потребности. Взять ту же одежду для малыша — проходит пару недель, и она становится ему мала. Соответственно, вновь и вновь необходимо покупать новую. И так во всем, начиная от питания, одежды, предметов гигиены, заканчивая развивающими игрушками, детскими садиками, школами, и всевозможными прихотями. По некоторым подсчетам, сумма, которую родители тратят на то, чтобы вывести ребенка в жизнь, превышает стоимость дорогого автомобиля. На что уходят все эти деньги — на памперсы, коляски, одежду, игрушки, книги, компьютеры, mp-3 плейеры, образование, лечение, всевозможные развлечения и т.д. Собственно, все эти деньги где? На счету тех компаний, что предоставляют товары и услуги, направленные на детей.

Постоянство спроса
В бизнесах, конечными потребителями которых являются дети, присущи несколько важных тенденций. Во-первых, это — стабильность спроса: ежегодно в Украине рождается около 500 тыс. детей. Дети растут очень быстро, поэтому многие вещи приходится покупать снова или заменять в силу их неактуальности. Во-вторых, незначительное влияние кризисных явлений: на детях, как правило, не экономят. Родители могут отказаться от многих покупок для себя, но все равно будут вкладывать деньги в своего ребенка.

Одежда и питание — в выигрыше
По оценкам экспертов, годовой оборот рынка детских товаров и услуг в Украине составляет около 25 млрд грн, и ежегодно этот показатель увеличивается на 15-20 %. Но при этом основным спросом у родителей пользуются товары первой необходимости. В условиях кризиса и невысоких зарплат вопросы отдыха и развлечения детей уходят на второй план. 65% расходов на детей в Украине, как и в большинстве стран СНГ, идут на питание и одежду.

IMG:2436:

Ежегодно в Украине рождается около 500 тыс. детей

На чем заработать?
Золотой жилой среди бизнесов, ориентированных на детей, является торговля одеждой. Дети растут очень быстро, также быстро свою одежду они делают непригодной для ношения. Поэтому спрос на этот сегмент детских товаров стабильно высокий. Если говорить о рынке детской одежды, то сейчас на нем работает более 170 операторов — производителей и импортеров. Эксперты называют рынок детской одежды слаборазвитым и лишь относительно цивилизованным, утверждая что крупных игроков в Украине до сих пор нет.

Второй и очень важный и крупный сегмент этой сферы — это всевозможные игрушки и развлечения. Это товары не первой необходимости, но тем не менее денег на забавы своих чад родители не жалеют. Объем украинского рынка детских игрушек составляет 400 млн долларов в год. Большую часть рынка занимает импортная продукция. 80% игрушек ввозится в Украину из-за границы, в основном из Китая. Однако, по словам его участников, на украинском игрушечном рынке остается достаточно небольших ниш для оригинальной продукции, производимой даже небольшими предприятиями. Родители всегда готовы инвестировать в образование и развитие своих детей. Поэтому все больше появляется в нашей стране частных детских садиков, гимназий и лицеев, семейных клубов, школ изучения иностранных языков, танцевальных, центров раннего развития ребенка, всевозможных кружков по интересам.

Дети — активные пользователи сети Интернет, PC, а также различных технических устройств — mp3-плейеров, i-pod и т.д. Значительную часть аудитории магазинов компьютерной техники составляют, как ни странно, дети и подростки. Маленькие члены нашего общества являются завсегдатаями всевозможных заведений общественного питания. Что интересно, из этой сферы детей почему-то больше всего влекут фаст-фуды. В этом направлении все еще не занята на нашем рынке ниша специализированных детских кафе, рассчитаных конкретно на посетителей-детей с соответствующим меню, атмосферой и обстановкой.

Найти свою нишу
По большому счету в каждой из ниш детских товаров и услуг еще достаточно места для специализированных игроков, в частности, магазинов игрушек или товаров для малышей. Хотя для предпринимателя, конечно, выгоднее охватывать всю детскую аудиторию и предлагать широкий ассортимент товаров. Решить эту задачу под силу крупным сетям с магазинами большой площади и развитой логистической системой.

IMG:2437:

Объем украинского рынка детских игрушек составляет 400 млн долларов в год

Как и в любом другом направлении бизнеса, большие шансы на успех имеют нестандартные идеи, а также заполнение незанятых ниш. «Так сложилось, что на рынке СНГ качественные, интересные дизайнерские игрушки мало представлены, — рассказывает Виталий Финько, представитель компании Craftholic, развивающей сеть магазинов необычных дизайнерских игрушек. —Нам хотелось привнести нотки стиля, моды, потому что то, что продается в обычных магазинах — в основном это банально и не ново».

Бывают случаи, когда новые ниши формируются за счет изменений в законодательстве. Так, например, с начала 2011 года согласно Правилам дорожного движения стало необходимо в обязательном порядке детей в возрасте до 12 лет перевозить в автомобиле в специальных детских креслах. «Этот рынок достаточно молод, фактически мы были первой компанией, которая предоставила комплексное предложение этой продукции», — комментирует Светлана Кучер, директор по маркетингу компании «Автопапа».

Готовность платить за качество
Еще несколько лет назад большую часть рынка удерживала в своих руках «стихийная торговля». Сейчас же критерии критерии выбора продукции для детей меняются. Если ранее родители в первую очередь обращали внимание на внешний вид и стоимость товара, то сейчас на первом месте стоит безопасность изделия. Покупатели отдают предпочтение известным ТМ, интересуются, в какой стране произведена продукция, и все чаще требуют предъявить сертификат качества. Забота о здоровье детей и готов- ность платить за качественный товар открывает перспективы для развития специализированных магазинов детских товаров среднего сегмента.

Бизнес в сети
Игроки рынка детских товаров и услуг обосновались сегодня и в Интернете. Сейчас в сети работают не менее десятка магазинов, предлагающих цены на 5-15% ниже, чем в традиционной рознице. Собственные интернет-магазины начали открывать многие сети магазинов игрушек («Будинок іграшок», «Антошка» и др.) Интернет открывает огромные перспективы и для начинающих предпринимателей. Такой способ ведения бизнеса отменяет необходи- мость в торговой площади, продавца-консультантах и т. д. Тем более, что лояльность людей к покупкам в сети с каждым днем растет.

Мама-бизнесмен
Многие бизнесы, связанные с детьми, привлекают женщин-предпринимателей. Что и не удивительно — как настоящие и будущие ма- мы, они чаще всего хорошо понимают потребности, желания, предпочтения маленьких членов общества. Кроме того, бизнес приносит и удовольствие — особенно что касается сфер, где непосредственно можно общаться со своими клиентами-детьми. Это, например, образовательные заведения, всевозможные кружки и школы. «Часто женщина задает себе вопрос как совместить работу и семью, — рассказывает Инна Азарова, мастер-франчайзи международной сети школ английского языка для детей и взрослых Mortimer English Club. — Концепция клуба английского языка для детей и взрослых Мортимер, например, дает женщине возможность выбора: открыть ли большой обучающий центр или заниматься в небольшом помещении, преподавать самой или руководить обученными учителями, работать полный день или по гибкому графику, представлять полный спектр программ или работать только с каким-то одним возрастом. А это означает, что женщина может сама управлять своим временем, расставить свои жизненные приоритеты и в тоже время получать достойный заработок в качестве владелицы бизнеса».

Привлечь внимание ребенка
Есть такое мнение, что для того, чтобы успешно работать на рынке детских товаров, нужно угодить родителям. Это не совсем верно. Что касается маркетинговых коммуникаций, то здесь правило такое: чем младше ребенок, являющийся потребителем бренда, тем больше нацеленность рекламы на взрослого. Когда дети становятся постарше, рекламный посыл нужно направлять уже именно к ним. Малышам свойственны познание мира, любопытство, подражание взрослым, они с легкостью воспринимают тонны информации и быстрее, чем взрослые, разбираются во всем новом, осваивают все новинки. Главное – привлечь внимание, заинтересовать ребенка. А выпросить у родителей то, что ему очень хочется, поверьте, дети умеют великолепно.

Статья "Наши дорогие дети" опубликована в журнале "Идеи Бизнеса ФРАНЧАЙЗИНГ" 2/2011