Анна Кравчук, партнер патентно-юридического агентства "Синергия".
Понедельник
24.11.2014
Произошло существенное изменение в нормативном регулировании франчайзинга в Украине
 

— Прежде всего, поменялась ли законодательная база относительно франчайзинга в Украине?

— Недавно произошло существенное изменение в нормативном регулировании франчайзинга в Украине. 29 сентября 2014 года был принят Приказ Минюста №1601/5 «Об утверждении Порядка государственной регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)», вступивший в силу 21 октября 2014 года. При этом, как указано в п. 4 Приказа, сам Порядок вступает в силу спустя 6 месяцев с момента его опубликования, то есть 21 апреля 2015 года. В Украине более 10 лет существует норма о необходимости регистрации договоров коммерческой концессии, но отсутствовал порядок осуществления такой регистрации, в связи с чем субъекты отношений франчайзинга были лишены возможности ее осуществить.

Принятый документ определяет процедуру государственной регистрации договоров коммерческой концессии, договоров о внесении изменений или их расторжении, в том числе на основании судебного решения, и внесение сведений о регистрации таких договоров в Единый государственный реестр юридических и физических лиц – предпринимателей. Обязанность по регистрации возложена на государственных регистраторов. В то же время, на сегодняшний день существуют законодательные инициативы, поддерживаемые Государственной службой Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства, относительно внесения изменений в Гражданский кодекс Украины и отмены обязательной регистрации договоров франчайзинга.

— Ваши юридические советы для франчайзи и для франчайзера перед началом сотрудничества?

— Перед началом сотрудничества сторонам, прежде всего, необходимо составить представление друг о друге и о предмете франшизы. В связи с тем, что франчайзеру приходится раскрывать информацию о своей деятельности, рекомендуется заключать с потенциальным франчайзи договор о неразглашении конфиденциальной информации.

 В свою очередь, франчайзи следует оценить как сам предмет франшизы, так и надежность франчайзера. До заключения договора рекомендуем выяснить следующие принципиальные моменты: статус и объем исключительных прав франчайзера; данные о сроке и опыте использования франшизы; финансовые условия договора, включая данные о размере платежей, размеры инвестиций; условия прекращения и продолжения договора; основные этапы деятельности франчайзера; информацию обо всех судебных процессах, связанных с франчайзером. Учитывая сферу использования франшизы, могут быть дополнительные нюансы, о которых франчайзи необходимо знать до заключения договора.

IMG:5806:

Алиса Бойко, юрисконсульт патентно-юридического агентства "Синергия"

 — Какие  документы стороны должны рассмотреть до подписания договора?

 — Прежде всего, франчайзи необходимо убедиться в принадлежности франчайзеру всего объема прав на объекты интеллектуальной собственности, которые являются предметом соглашения. Для этого необходимо ознакомиться с правоустанавливающими документами на объекты интеллектуальной собственности. Это могут быть свидетельства, патенты, договоры о приобретении прав и другие подтверждающие документы. Также необходимо удостовериться в том, что права действительно принадлежат франчайзеру непосредственно на момент заключения договора, и в отношении данных прав нет судебных споров.

Кроме того, стороны могут ознакомиться с разрешительной и финансовой документацией друг друга, которая подтвердит право на осуществление определенной деятельности и финансовое положение сторон.

 — На какие правовые аспекты следует обратить внимание сторонам франчайзингового соглашения, при подписании договора, дабы избежать разочарований в будущем?

 — При заключении договора франчайзинга важно учесть и корректно отобразить основные существенные условия такого договора согласно договоренностям и интересам сторон.

Сторонам следует предусмотреть в договоре:

-комплекс прав, которые предоставляются правообладателем, с обязательной их идентификацией;

- вид франшизы;

- условия обеспечения пользователя технической и коммерческой документацией;

- территорию, на которой будет осуществлять деятельность франчайзи;

- срок использования прав;

- размер, сроки и порядок выплаты вознаграждения;

- условия в отношении конкурентной политики;

- установление стандартов качества и порядка их контроля правообладателем;

- порядок передачи и защиты конфиденциальной информации;

- санкции за несоблюдение условий договора;

- условия прекращения договора.

С точки зрения защиты интересов каждой из сторон можно разделить важные положения договора следующим образом. Так, для правообладателя это могут быть:

- определение даты начала использования прав;

- пределы использования прав;

- обязательство и порядок предоставления пользователем отчетности, в том числе бухгалтерской и финансовой.

— Если одна из сторон не выполняет свои обещания, каковы самые основные шаги, чтобы защитить себя и бизнес?

— Для определения наиболее эффективных шагов, стратегий защиты, необходимо учитывать  характер нарушений и причины таких нарушений. В любом случае, первым шагом должна быть попытка урегулировать спорный вопрос в досудебном порядке, что может помочь сэкономить время и деньги. Если же мирным путем урегулировать отношения не удалось, необходимо обращаться в суд для защиты своих прав, возмещения ущерба и т.д. без лишних промедлений.


ТОП читаемости

Как открыть клининговую компанию? Бизнес-план /18.05.2013

Хотя в среднем рентабельность клинингового бизнеса составляет 10%, это не отпугивает предпринимателей. Ведь спрос на услуги ежегодно увеличивается

Бизнес на селе: креветочная ферма /11.09.2012

Наценка на каждой креветке составляет 100% от себестоимости

Как открыть мини-пивоварню? Бизнес-план /18.05.2013

Около 90% предпринимателей, открывающих мини-пивоварни, являются рестораторами.

Как открыть рекламное агентство. Бизнес-план /28.11.2011

Объем рынка рекламы в нашей стране превышает $4 млрд, а денежные потоки, направленные в этот сегмент в течение года возросли более чем на 60 %. На этот факт стоит обратить особое внимание: открытие рекламного агентства сулит большие перспективы

Открываем конный клуб. Бизнес-план /29.11.2011

Зарабатываем на лошадях