30.06.2014

Ситуация на рынке общественного питания

Франчайзинг в этой отрасли в Украине еще не получил таких впечатляющих масштабов, как, к примеру, в США

О состоянии рынка общественного питания, системе договорных отношений франчайзинга, о том, какие специальные обязательства берет на себя франчайзер и о многом другом, расскажет Юрий Викалюк. 

Юрий Викалюк Фото Юрій Викалюк

Юрий Викалюк, владелец торговой марки «Велика тарілка»

—  Как Вы оцениваете текущее состояние рынка общественного питания? В чем особенность франчайзинга в этой отрасли? 

— В общественном питании спрос выступает как форма проявления потребностей населения на кулинарную продукцию и услуги по организации ее потребления и является частью спроса на потребительские товары и услуги в целом. Процесс формирования спроса в этой сфере услуг сложный, что обусловлено ее спецификой. С одной стороны, предприятия общественного питания удовлетворяют жизненно необходимую потребность людей в продуктах питания. С другой стороны, данная потребность может удовлетворяться и в домашних условиях, поэтому пользоваться услугами предприятий питания населения будет только в том случае, если предложение на этом рынке будет соответствовать их спроса. Кроме того, посещение предприятий питания, особенно общедоступной сети, связано не только с едой, но и с другими причинами (экономией времени, желанием отдохнуть, развлечься и др.). На данный момент, рынок общественного питания перенасыщен предложениями, и это в свою очередь ведет к снижению спроса, ведь слишком большое количество гастрономических единиц не в состоянии даже конкурировать друг с другом и тем более быть наполненной посетителями на 100%. Кроме того, экономическая обеспеченность потребителя также влияет на продуктивную деятельность общепита, а в условиях общегосударственной экономического кризиса говорить о беспроблемное функционирование подобных заведений, к сожалению, не приходится. 
В отличие от США, где франчайзинг создает 13% национального богатства, франчайзинг в Украине не получил таких впечатляющих масштабов. Впрочем, определенное количество предприятий на Украине достаточно удачно используют франчайзинг. Все эксперты говорят, что только три сегмента рынка наиболее развиты в данном аспекте и прогнозируют их дальнейшее развитие: 1) общепит; 2) розничная торговля; 3) услуги.

О рынке общественного питания Западной Украине эксперты говорят, что "там есть иностранные компании, которые пришли раньше, показали, что такое сервис, показали, что такое партнерские отношения в рамках франчайзинга". Многие хотят на Запад, поскольку уверены, что "с франчайзи там будет проще работать".

—  Какими должны быть первые шаги будущего франчайзи при решении приобрести франшизу этой отрасли? Какие документы понадобятся? 

—  Франчайзинг интегрирует элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, однако в целом является самостоятельной формой договорных взаимоотношений независимых хозяйствующих субъектов. 
Помимо использования оборудования и технологий франчайзера, оператор приобретает у него сырье и материалы, полуфабрикаты и рецептуру, инвентарь и мебель, униформу и символику. При этом оператор должен поддерживать стандарты качества и уровень обслуживания не ниже, чем на предприятиях франчайзера. Недопустимость двойных стандартов качества - характерная черта франчайзинга, позволяющая потребителям доверять торговой марке независимо от того, насколько далеко от головного предприятия расположена фирма оператора. 
Присущее малым предприятиям чувство хозяина играет существенную мотивационную роль в повышении интенсивности труда и ответственности за его результаты. Поэтому случаи компрометации операторами торговой марки франчайзера очень редки и влекут за собой расторжение контракта и выплату франчайзеру неустойки. Кроме единовременного взноса оператора и капиталовложений в основные фонды франчайзер может определить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемой оператор. Эта плата составляет от 1 до 5% от выручки и характерна для компаний, осуществляющих долгосрочные рекламные проекты. Франчайзер также устанавливает размер отчислений от объема текущих продаж оператора. 
Система договорных отношений франчайзинга многообразна, условия каждого контракта зависят от вида деятельности франчайзера, его стабильности и места на определенном рынке товаров и услуг, особенностей местного рынка 
Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. 
Во франчайзинге, как уже отмечалось, участвуют две группы бизнесменов. Тот, кто предоставляет это право (франшизу), называется "франчайзер". Обычно он имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей свое имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет. "Франчайзи" - это лицо, приобретающее право на ведение бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркой франчайзера и, таким образом, получает возможность открывать новые предприятия с хорошими видами на успех. 
В переводе с английского "Franchise" означает "привилегия", "льгота", "особое право". 
  Договор франчайзинга является самостоятельным институтом договорного права, хотя законодательство Украины не выделяет этот договор как особый вид договоров, таких, как, например, договор купли-продажи, договор аренды, договор подряда. Этот договор носит комплексный характер и включает элементы, характерные для договоров различающихся по цели, предметом и правовой конструкцией. Сравнивая договор франчайзинга с лицензионным договором можно добраться выводу что правовое положение лицензиара и лицензиата сходно с правовым положением франчайзера и франчайзи, это касается только лицензионного части договора; в другом договорные отношения между франчайзером и франчайзи значительно шире и разнообразнее. 
Наряду с такими условиями как предмет договора, цена, сроки выполнения в соглашении о франчайзинге предполагается целый ряд дополнительных условий, устанавливающих и конкретизирующих формы сотрудничества франчайзера и франчайзи. 
Включение или невключение в договор этих дополнительных условий и их содержание с юридической точки зрения вполне зависит от воли сторон, т.е. потенциальных франчайзера и франчайзи. Сам предмет договора требует, чтобы целый ряд аспектов ни оказался упущенным, а получил в нем то или иное отражение. Поэтому, приступая к составлению соглашения, стороны должны четко представлять себе, о чем они хотят договориться и что будет предметом их договора. Этим будут определены все другие положения, которые будут включены затем в окончательный текст соглашения. 
Договор франчайзинга является консенсуальным, вступая в силу с момента подписания его обеими сторонами, достигли согласия по всем существенным условиям договора. 

Франшиза - право осуществлять определенную экономическую деятельность с использованием принципа франчайзинга, закрепленное договором, соглашением, а также деятельность (производство, оказание услуг и т.п.) осуществляемая с использованием принципа франчайзинга. Франчайзер - физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашения на условиях франшизы и обеспечивает со своей стороны выполнение условий такого соглашения.  Франчайзи - физическое или юридическое лицо, действующее в соответствии с приобретенной франшизой. 
Франчайзинговый договор - договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. 
Паушальный взнос - единовременное вознаграждение франчайзера в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзера, связанных с продажей франшизы ;
Роялти - вознаграждение в виде периодических отчислений фиксированных ставок, определенных франчайзером на основании собственной оценки стоимости права использования торговой марки единой франчайзинговой сети, которые выплачиваются франчайзи франчайзеру ежемесячно. 


-—  Какую ответственность несет франчайзер? Какими качествами и опытом он должен обладать? Что ожидает от франчайзи? 

—  Как правило, предполагается финансовый контроль за деятельностью франчайзи со стороны франчайзера, а также ряд стандартных условий, всех видов, включаемых в хозяйственные договоры: о сроках действия договора, ответственности сторон, правопреемство, способы разрешения споров. 
Одна из самых сложных задач франчайзера при составлении им стандартного соглашения о франшизе и выполнении оговоренных в нем обязательств - поддержка корректного уровня контроля над деятельностью франчайзи так, чтобы контроль этот не был чрезмерным. Франчайзеру обычно подаются требования работников предприятия-франчайзи о компенсации или жалобы, о нанесенном ущербе от третьего лица, понесла убыток в франчайзированому предприятии. Лица, подающие жалобы, утверждают, что франчайзер должен нести ответственность за деятельность и ошибки своих франчайзи. Во многих случаях основанием для навязывания подобного рода ответственности является право контроля франчайзера за деятельностью франчайзи. 

 Франчайзер должен быть очень предусмотрительным не только при составлении своего соглашения о франшизе, но и при проведении франчайзинговой программы. Франчайзеры в большой степени заинтересованы в том, чтобы их франчайзи придерживались системы работы, принятой во франчайзинге, и способствовали поддержанию доброй славы торговой марки франчайзера. Так или иначе, чрезмерный контроль может стать причиной роста ответственности франчайзера за действия или небрежность франчайзи. Таким образом, франчайзи должен прилагать усилия по созданию и сохранению такого уровня контроля, что позволит ему защитить свою франчайзинговую систему и торговую марку, и в то же время не превратит это в ежедневное опекунство, что приведет франчайзера к ответственности за действия и небрежность своих франчайзи. Кроме того, франчайзеры, которые берут на себя специальные обязательства (например, распространение мер безопасности), должны выполнять их так, чтобы была уверенность, что сделано все возможное для обеспечения этих мер.

Поделиться статьей

Комментировать на форуме

0
Ситуация на рынке общественного питания

Еще нет ни одного комментарий к статье. Пусть Ваш будет первым.

Форум 287 тем, 1160 комментариев, 265 участников

хотите больше?

нюслеттер Franchising.ua

If you see this, leave this form field blank