АЗС под франчайзинговой крышей

Количество автомобилей в Украине с каждым годом растет, даже невзирая на кризис. Больше автомобилей - выше потребление топлива, эта несложная зависимость делает автозаправочный бизнес перспективным
Вторник
13.01.2009
В условиях кризиса джобберы снова получат шансы, ведь договор с существующей АЗС обойдется сетям куда дешевле строительства новой точки
 

По оценке разных операторов, общее количество АЗС в Украине составляет порядка 3500-4000, из которых 88% - заправки жидким топливом (бензин, дизель), 12% - нефтяным и природным газом (пропан-бутан и бутан). В Украине развитие сетей АЗС идет как за счет строительства новых, модернизации старых советских пунктов или методом поглощения, так и методом сотрудничества с франчайзи, которых в этом бизнесе принято называть джобберами.

Джобберы - это независимые АЗС, которые действуют на основе франчайзинговых схем: собственники АЗС обязуются продавать только нефтепродукты компании-поставщика и работать под его торговой маркой. Раньше такая форма работы процветала. Джобберы получали лояльные оптовые цены и стабильный ресурс топлива, но взамен некоторые из них, как говорят представители крупных сетей, подрывали имидж бренда, продавая некачественное топливо "со стороны".

Так от франчайзинговых схем отказались нефтяные компании "Альянс" и "Лукойл-Украина", от многих джобберов избавился "ТНК-BP". Правда демонстративный отказ от таких схем многими конкурентами рассматривается лишь как PR-ход. Считается, что в условиях финансового кризиса джобберы снова получат шансы - ведь договор с существующей независимой АЗС обойдется сетям куда дешевле, нежели строительство новой точки.

Свой взгляд на это у тех самых мелких игроков. Оставшись без франчайзинговой "крыши", многие из них столкнулись с проблемами в топливообеспечении. Проблематично для таких собственников и решение земельных вопросов. Дополнительный минус для их бизнеса - периодически вводимые правительством граничные уровни цен. Сетевики, работающие напрямую с нефтепроизводителями, проще переносят это, для мелких же собственников иногда рентабельность работы в таких условиях снижается едва ли не до нуля.

Кстати, помимо франчайзинга, в Европе и США практикуется сдача АЗС в аренду. В этом случае крупные сети передают свои АЗС в управление независимым мелким собственникам, обеспечивая их собственным топливом, и требуя взамен обеспечение определенного уровня продаж и рентабельности и получение определённого процента с прибыли ежемесячно.

Самые крупные собственники АЗС на сегодня - это компании "ТНК-BP", "Укрнефть", "Альфа-нефть", "WOG" (Западная нефтяная группа), "Лукойл", "Альянс", "Галнефтегаз" (АЗС "ОККО") и др. У каждого из таких трейдеров есть, так сказать, "свои" регионы, но в Киеве и Крыму присутствуют все из них. Всего на рынке присутствует более 50 брендовых сетей АЗС, 10 из которых занимают практически половину рынка.

По материалам журнала "Строительство и реконструкция" и franchising.ua/statya/112/