Рапорт о рынке франчайзинга в Польше
Согласно рапорту о рынке франчайзинга в Польше, который подготовила компания PROFIT system, 2012 год оказался богатым на изменения. Количество партнерских магазинов, занимающихся реализацией продуктов питания, выросла на 1,8 тыс. точек. А более половины новосозданных франчайзинговых систем относится к сфере общественного питания. С другой стороны, банки прекратили рекрутацию, а сфера недвижимости стагнирует. Польский рынок, однако, сопротивляется кризису и уже второй год стабильно растет. В конце 2013 поляки смогут выбрать себе франчайзеров из числа 930 бизнес-концепций.
В 2012 году особенно активно развивалась пищевая промышленность. Согласно результатам исследования, проведенного компанией PROFIT system, в конце прошлого года в Польше работало 24,5 тыс. франчайзинговых магазинов, специализирующихся на продуктах питания и промышленных товарах. А это - на 1,8 тыс. точек больше, чем в 2011. Интересно то, что уже второй год подряд лидером этого сегмента остается сеть "abc", которая выросла еще на 713 точек и насчитывает теперь 5,3 тыс. магазинов.
Взлеты и падения
В конце 2012 года на условиях франчайзинга функционировала 51,2 тыс. точек. Эксперты компании PROFIT system прогнозируют, что до конца 2013 года будет создано еще 3 тысячи франчайзинговых единиц, а их общее число превысит 54 тысячи. Однако не все отрасли могут похвастаться таким ростом количества центров. Так, существенно сократились показатели рынка банковского франчайзинга. В 2012 году по договору франчайзинга работали 2949 банковских отделений, что на 433 точки меньше, чем в прошлом. Так, много изменений произошло за счет бизнеса Monetii, который больше не принадлежит банку DnB NORD, а потому не был включен в нынешний рейтинг. Зато девять из пятнадцати банков, которые развивают партнерские системы, заявили о росте количества точек. Среди других закончили год "в плюсе": Alior Банк (+120), Инвестиционный Банк (+46), Meritum Bank (+42), Pekao SA (+19), eurobank (+19), Bank Zachodni WBK (+13) и Getin Noble Bank (+11).
Непростым выдался год и для рынка одежды и обуви. Из него исчезло 20 франчайзинговых систем и закрылось 320 партнерских магазинов. Это - наибольший спад 2012 года. Но, несмотря на это, отрасль до сих пор представлена наибольшим количеством франчайзинговых систем: в конце 2012 их было 142.
В 2012 году в Польше работали 864 франчайзинговые системы, что на 59 больше, чем в прошлом. Большинство новых франшиз (29) ориентированы на сферу общественного питания. По мнению экспертов компании PROFIT system, такая динамика роста будет прослеживаться и в следующем году, и на конец 2013 года в Польше будет работать уже 930 франчайзеров. "На рынке еще есть место для новых партнерских концепций, но их дебют будет намного сложнее, чем несколько лет назад. Теперь франчайзи более ясно осознают свой выбор и тщательно подходят к новому соглашению. В 2012 году дебютировало 100 новых франчайзинговых систем, однако 41 закончила свою деятельность, а 28 проработали меньше года. Эта тенденция свидетельствует о зрелости польского рынка франчайзинга", - утверждает Михал Вишневская, директор компании PROFIT system.
Эксперты PROFIT system прогнозируют, что до конца 2013 года будет открыто еще 3 тыс. франчайзинговых точек, а их общее число превысит 54 тыс. |
IMG:3960: |
Франчайзи имеют голос
Изменения, произошедшие на рынке франчайзинга в 2012 году, укрепили позиции франчайзи. Сильная конкуренция и растущее число франчайзинговых систем означает, что франчайзер должен бороться за своего будущего партнера, - утверждает Аркадиуш Слодковськи, член правления Польской Организации Франчайзеров. - Все труднее найти партнеров, поэтому компании тратят значительные средства для их привлечения. Франчайзеры организовывают встречи для кандидатов, инвестируют в рекламу и участие в франчайзинговых выставках. Они адаптируют свои предложения под возможности франчайзи, потому что знают: их партнеры ищут и сравнивают, чтобы в конечном итоге выбрать для себя наиболее привлекательное предложение".
Согласно Рапорту рынка франчайзинга 2013, средняя инвестиция в франшизу в 2012 году составила 162,7 тыс. злотых (zł). Широкий выбор проверенных бизнес-идей располагался в ценовом диапазоне от 21 до 50 тыс. злотых. Такой инвестиционной квотой оперировали более 23% франчайзеров. Одним из самых распространенных методов снижения расходов будущих партнеров стало открытие франчайзинговых точек в небольших городах. Такой политикой пользовался, например, франчайзер BZ WBK, который собственные точки открывал в крупных городах, а партнерам отводил населенные пункты с численностью от 10 тыс. человек. Тем не менее, компании продолжают развивать партнерские сети в крупных городах, принимая на себя, как Telepizza, поиск подходящей локации и ведения переговоров о выгодных ценах аренды.
В городах с численностью населения до 50 тыс. человек выделилась также "Группа Мушкетеров", которая открывает потребительские супермаркеты Intermarché (+12 в 2012 году) и Bricomarché в области "сад + огород" (+7). Хорошим результатом могут похвастаться и другие бренды - DDD Dobre Dla Domu i Abra, которые открыли 8 новых филиалов. Общий объем рынка продукции для дома и огорода вырос в 2012 году на 163 новых франчайзинговых единицы (сейчас в стране их работает 2,245 тыс.).
Польский рынок франчайзинга уже более 10 лет последовательно возрастает. В прошлом году значительно ускорилось развитие концепций в сфере обслуживания, что сделало Польшу ближе к западным рынкам, где тоже наблюдалась такая тенденция. Согласно Рапорту, количество сервисных компаний выросло на 15%. Это означает, что прибавилось 56 новых систем, и сейчас их общее количество составляет 424.
Доклад компании PROFIT system подтверждает, что франчайзинг рассматривается польскими предпринимателями в качестве безопасной бизнес-идеи. Это доказывается наличием большого количества мультифранчайзи - людей, которые управляют более чем одной франчайзинговой точкой. В прошлом году одному партнеру принадлежало, в среднем, 1,15 точки.
Подготовил: Михал Вишневски и консультанты-аналитики компании PROFIT system
читать статьи
Из года в год все больше иностранцев поддерживают польскую экономику.
О пути Кирилла Валадкевича и его опыте открытия собственного бизнеса в Польше.
Собрали для вас список выставок франчайзинга в Украине и мире на ближайший год.
Более 200 граждан разных национальностей, проживающих в нашей стране, ведут свой франчайзинговый бизнес с сетью Жабка (Żabka).
Этот бизнес подходит для всех стран ЕС: франчайзи из Словакии уже делает ремонт, а франчайзи из Голландии ищет помещение.
ТОП читаемости
Хотя в среднем рентабельность клинингового бизнеса составляет 10%, это не отпугивает предпринимателей. Ведь спрос на услуги ежегодно увеличивается
Джоббинг или собственная автомобильная заправка?
На фоне падения рынка сеть ресторанов "Пузата хата" собирается в 2009 году нарастить свою долю рынка
Наценка на каждой креветке составляет 100% от себестоимости
Как заработать на станции техобслуживания автомобиля
на форуме
Как открыть салон тайского массажа
#Тайский массаж#Тайские массажистки# Русско - тайская семья будет рада партнерам и...
Инвестиции в бизнес
Свежие предложения в сфере продажи бизнеса в Украине - https://inventure.com.ua/investments/business
Brand New Products теперь и в Украине
(Этот текст вытянул из польского форума, очень много негатива о фирме,поляки не могут...
Бариста Плюс - франчайзинг по иерархии
http://www.kstu.kz/
Бариста Плюс - франчайзинг по иерархии
http://www.kstu.kz/
Как открыть кроличью ферму. Бизнес-план.
Имя кредитора: г-н Пол Уильям. Lender E-mail: paul_william_loanhouse@hotmail.com Мы предлагаем частные, коммерческие...
METRO: франчайзинг в Україні
Ребята! кто-то получил разъяснения или инфу по metro
METRO: франчайзинг в Україні
Хочу відкрити магазин! Підскажіть деталі по франшизі ramanyatsiuk@gmail.com Дякую