02.01.2013

Золотой франчайзинг

Около 250 ломбардных отделений в Украине работают сегодня на условиях, близких к франчайзинговым. Куда движется этот рынок?

В Украине официально зарегистрирован 461 ломбард. Каждая из этих организаций зачастую имеет от одного до нескольких сотен отделений. Для государственной регистрации подобного вида деятельности необходим собственный капитал в размере не менее 200 тыс. грн, а сама процедура довольно сложная и занимает около полугода. На данный момент украинским парламентом разрабатывается законопроект, предусматривающий увеличение "входного барьера" до 2 млн грн. Стоит отметить, что попытки максимизировать размер уставного капитала для ломбардов предпринимались и в соседней России. Однако Госдума так и не утвердила предлагаемые изменения, предусматривающие увеличение стартового капитала с 10 тыс. до 50 млн рублей.

Первые шаги в Украине

Особенности нашего законодательства делают развитие сети отделений наиболее привлекательным вариантом расширения ломбардного бизнеса. Именно это и побудило представителей данного сегмента финансового рынка к предоставлению услуг по схеме франчайзинга. Первое подобное партнерское предложение в Украине появилась в 2009 году у ПО "Ломбард "КОМОД". Позже к ним присоединились другие операторы рынка, выбрав для себя, как один из вариантов, этот путь развития, и открыв около 250 отделений на условиях франшизы, большая часть из которых приходится на 2012 год.

Удачное время

Успех применения партнерской схемы в сфере ломбардов имел свои причины. Первое предложение появилось в нужное время. Переживая период кризиса, наши соотечественники чувствовали острую потребность в дополнительных средствах, а низкий уровень официальных доходов и недоверие к банковским учреждениям побуждали к поиску альтернатив. Слабая насыщенность рынка ломбардов и высокий спрос на их услуги в 2009 году обещали быструю окупаемость этого бизнеса. Однако на пути к финансовому успеху лежал барьер в виде процедуры регистрации, требований к собственному капиталу и необходимости дальнейшего ведения бухгалтерии и делопроизводства. Бизнес сулил большие перспективы, но начинать дело одному было рискованно. Франчайзинг оказался как нельзя кстати.

Ломбард Благо

Ломбард "Благо" выбрал путь классического франчайзинга.

Не классика

Однако схема работы с партнерами, которая используется ломбардами, несколько отличается от классического франчайзинга. Ведь со стороны франчайзера партнер получает регистрацию своего отделения в структуре ломбарда, а также юридическое и бухгалтерское сопровождение в ходе его деятельности. При этом партнер не обязательно должен работать под вывеской франчайзера, придерживаться определенного корпоративного стиля и правил обслуживания клиентов сети.

Довольно часто отечественные франчайзеры не видят необходимости объединять собственные и партнерские отделения ломбардов в одноименную сеть. Такая стратегия обусловлена различными факторами: зачастую франчайзер не хочет привлекать внимание контролирующих органов и конкурентов к своему бизнесу, а также инвестировать в разработку стандартов корпоративного стиля и создание единой программы лояльности. С одной стороны это предоставляет франчайзи определенную свободу: он получает помощь при регистрации и бухгалтерском сопровождении деятельности ломбарда, но действует под своей торговой маркой. Но с другой стороны, без единого корпоративного стиля и бренда он многое теряет. Ведь клиенты ломбардов привыкли доверять крупным сетям, отделения которых работают под одной вывеской.

Об этом свидетельствуют данные о деятельности ломбардных компаний в первом полугодии 2012 года, обнародованные Государственным реестром финансовых учреждений. Согласно этой информации 50 % кредитов в отрасли выдаются пятью крупнейшими ее игроками, среди которых такие сетевые операторы как "Благо", "Скарбниця", "Партнер", "Капитал", "Украина" и другие.

Под копирку

"Франчайзинговые" предложения украинских ломбардов очень похожи собой. Так, размер инвестиций, необходимых для начала бизнеса, колеблется в пределах 60-110 тыс. грн. Паушальный взнос составляет 20-30 тыс. грн, а роялти – 2 тыс. грн в месяц. Когда потенциальный франчайзи знакомится с этими предложениями, а финансовые условия почти везде одинаковы, он начинает искать другие ключевые преимущества. Часто определяющим фактором в выборе партнера становится его надежность, которая определяется историей компании, а также месторасположением отделений и их количеством.

Ломбард Благо

Михаил Губа,директор "Благо Франчайз": "Узнаваемость бренда является одним из конкурентных преимуществ, но далеко не единственным. Франчайзи, присоединившийся к сети крупного оператора, получает весь перечень дополнительных опций, на создание которых сетевые игроки тратят не один год и сотни тысяч гривен.

Опыт в несколько сотен отделений

Открыть бизнес под собственной торговой маркой теперь предлагает один из лидеров украинского рынка ломбардных услуг – Ломбард "Благо". За 14 лет работы компания открыла 269 ломбардных отделений на территории Украины, а в последние годы занялась активным развитием на территории России (около 50 отделений под ТМ "Ломбард "Благо" работают на сегодняшний день в центральном регионе и на юге страны).

Ломбард "Благо" выбрал путь классического франчайзинга. Компания не только поддерживает единую для всей сети программу лояльности (около 50 тыс. человек являются постоянными клиентами Ломбарда "Благо"), но и берет на себя часть финансирования кредитного портфеля франчайзи. При этом франчайзер отказался от паушального взноса и уплаты роялти, снизив, таким образом, порог входа в этот бизнес для франчайзи.

Компания специализируется на наиболее востребованном и ликвидном виде деятельности – кредитовании под залог золота, серебра и драгоценных камней. Ведь, согласно информации Госфинуслуг, на изделия из драгоценных металлов и камней приходится 90,5 % объемов предоставленных ломбардами финансовых кредитов. Как утверждает франчайзер, дополнительные виды залога используются преимущественно небольшими ломбардными компаниями, которые, таким образом, стремятся повысить свою конкурентоспособность.

Для того чтобы начать бизнес под ТМ "Ломбард "Благо", необходимо обладать стартовым капиталом в размере, эквивалентном $ 19 тыс. Эта сумма включает в себя инвестиции в открытие отделения и кредитный портфель на первые три месяца. Сотрудничество предусматривает обязательное брендирование ломбардного отделения и строгое соблюдение единого корпоративного стиля. В свою очередь, франчайзер обеспечивает партнера единым для всей сети программным продуктом, включает клиентов франчайзи в общую программу лояльности и финансирует 50 % оборотных средств франчайзи.

Поделиться статьей

Комментировать на форуме

0
Золотой франчайзинг

Еще нет ни одного комментарий к статье. Пусть Ваш будет первым.

Форум 287 тем, 1159 комментариев, 264 участника

хотите больше?

нюслеттер Franchising.ua

If you see this, leave this form field blank