27.05.2008

Инвестиции в бизнес

Люди, задумывающиеся об открытии собственного дела, сначала должны подсчитать затраты с этим связанные и доходы, на которые можно рассчитывать

Как и предприниматели, которые начинают самостоятельный бизнес, так и те, которые хотят извлечь свою пользу от проверенной бизнес-идеи, должны спланировать деятельность - составить бизнес-план, в котором необходимо подсчитать инвестиционные средства и ожидаемые прибыли. Лица, желающие присоединиться к франчайзинговой системе, обычно получают облегченный вариант. Это выплывает из факта, что потенциальный франчайзи, перед тем как приcоединиться к системе, может рассчитывать на помощь франчайзера.

Хорошо подготовленные к развитию своей сети франчайзеры, на основании результатов деятельности своих собственных пунктов прорабатывают финансовые модели, которые позже предоставляют потенциальным франчайзи. Благодаря этой они могут определить сумму, яку будущий франчайзи должен будет вложить, а также результаты деятельности, на которые можно надеяться. Франчайзи, в отличие от особи, которая начинает бизнес самостоятельно, должен лишь проанализировать представленные ему данные в финансовой модели и проверить их на основании своего опыта локального рынка. Однако стоит помнить, что никогда не нужно принимать заложенные в финансовой модели данные, критически их не оценив.

Инвестиция

Чтобы подсчитать инвестиционные средства, нужно прежде всего определиться с локализацией предприятия: это помещение на центральной улице города или в торговом центре? Существует огромная разница в арендных ставках перечисленных выше локализаций. Если в данном городе большинство жителей покупают именно в торговых центрах, то можно рассчитывать на то, что объемы продаж будут высокими, и это позволит покрыть арендную ставку и сгенерировать достаточную прибыль для франчайзи. Очевидным является то, что помещение нужно стандартизировать соответственно стандартам франчайзера - архитектурный дизайн, мебель, оборудование. Для этого важно получить от франчайзера информацию, сколько может стоить ремонт и оборудование пункта продаж, а также кто оплачивает подготовку архитектурного проекта помещения. В ресторанном бизнесе кроме проекта внутреннего дизайна зала необходимо разработать технологический проект кухни, а это еще дополнительные средства.

К инвестиционным расходам также приплюсовывается закупку первой партии товара, то есть такого количества товара, которое нужно для полноценной работы пункта в день открытия.

Операционные средства

Операционные средства обычно оплачиваются ежемесячно. Для расходов, которые появляются периодически, есть возможность предусмотреть их размер в определенный срок. К таким средствам можно отнести: платежи за аренду помещения, коммунальные услуги или телефон. Также заработные платы работникам, расходы, связанные с ведением банковского счета предприятия, а также услуги бухгалтера. В случае франчайзинговой деятельности нужно тоже приплюсовать постоянные франчайзинговые платежи, которые обычно происходят ежемесячно. Стоит также помнить о налогах, особенно тех, которые насчитываются на заработную плату.

Операционные средства, которые в начале деятельности будет тяжелее всего даваться, это стоимость закупки товара. После первой партии товаров нужно будет оперативно пополнять свои запасы необходимым ассортиментом. Закупка товара с целью последующей перепродажа также будет считаться к категории операционных расходов. Однако со временем, когда лучше узнается рынок, будет легяе подсчитать расходы на затоваривание пункта.

Не стоит также забывать о средствах рекламно-маркетинговой деятельности, которые инициируются франчайзерами. Сюда можно отнести расходы на печать маркетинговых материалов, каталогов, публикации объявлений и размещения рекламы или подготовку фирменных пакетов. Квоты на такой тип деятельности не будут ежемесячно одинаковыми, но на основании информации, предоставленной франчайзером стоит подсчитать сколько в среднем ежемесячно такие расходы будут составлять.

Другой пример возможных операционных расходов - содержание автомобиля для перевозки товаров.

Спрятанные расходы

Расходы, о которых шла речь выше, являются типичными почти для всех видов деятельности. Однако существуют другие средства, в зависимости от отрасли деятельности, о которых франчайзеры обычно не говорят. Поэтому стоит самому задуматься, какие еще неожиданные ситуации могут возникнуть при условии ведения такой деятельности и могут нуждаться в дополнительных расходах.

Для примера инвестируя в магазин продовольственных товаров или ресторан, стоит иметь в виду потери товаров и их списания. В потребительском магазине, в котором мясопродукты или фрукты продаются на вес, расходы будут появляться, например, через естественную потерю веса продуктов во времени. Поэтому стоит тоже поговорить с франчайзером и узнать из его опыта, какое это приблизительно количество и связанные с ним финансовые потери.

Другой пример – в ресторанном бизнесе важной является честность работников, поскольку легко обмануть при продаже алкоголя и других товаров. Каждая разбитая бутылка является потерей для владельца. Также существует угроза краж, которые случаются в каждой отрасли деятельности.

Франчайзи должны также обратить внимание на то, допускает ли франчайзер возможность возвращения непроданного товара (во франчайзинговых сетях продажи одежды возвращения товара - редкость). Если такой возможности нет, стоит очень внимательно подбирать ассортимент товара пункта продажа. В другом случае, может оказаться, что франчайзи останется с непроданным товаром и только понесет потери.

Доходы

В определении потенциального спроса на товар или услугу должен помочь франчайзер. У него есть опыт функционирования по меньшей мере собственных пунктов продаж и он может представить результаты продаж у них. В свою очередь, франчайзи должен, базируясь на полученной информации, самостоятельно проанализировать и определить, на какое количество клиентов и на какой оборот можно ежедневно рассчитывать.

Если варианты помещения для франчайзинговой точки уже определены, можно их проанализировать и ответить на вопрос: каким является пешеходное движение рядом с помещением, какой контингент людей проходит мимо, составляют ли они целевую аудиторию предприятия? Например, магазин "все по 5 гривен" скорее всего не будет иметь клиентов, если будет размещаться в престижном районе города с частными домами.

В случае сервисного пункта нужно также помнить, что не удастся обслужить большее количество клиентов, чем есть возможность. Например, парикмахерская с тремя парикмахерами одновременно не сможет предоставлять услугу более чем трем клиентам.

Возвращение инвестиций

Если будущий владелец магазина или сервисного пункта уже знает, на какие прибыли от деятельности может надеяться, а также определил расходы, которые необходимо понести, то он может определить количество времени для возвращения инвестиций. Если окажется, что сумма начальных инвестиций (ремонт, оборудование и закупка первой партии товара) вместе с операционными средствами вернется более-менее за половину срока действия франчайзингового договора, можно считать, что финансовая модель данной фирмы хорошо подготовлена.

Как подсчитать возвращение инвестиций
СтатьяПункт статьи
Начальная инвестиция (A):
  • ремонт помещения
  • мебель
  • техника
  • первое затоваривание
Операционные расходы (B):
  • аренда помещения
  • коммунальные услуги
  • телекоммуникационные отчисления
  • банковые платежи
  • страхование
  • принятие персонала на работу
  • налоги
Другие средства (C): меняются в зависимости от отрасли деятельности
Доходы (D): от продажи товаров или предоставления услуг
Прибыль (E): D - (B+C)
Возвращение инвестиций (в годах): A/E

Поделиться статьей

Комментировать на форуме

2

хотите больше?

нюслеттер Franchising.ua

If you see this, leave this form field blank